Одним из базовых государственных военных стандартов является ГОСТ РВ 15.307–2002 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Испытания и приемка серийных изделий. Основные положения». С 1 июля 2020 года этот стандарт действует с изменением № 1.
Как многим показалось, суть этого изменения – простая «косметика», но это совсем не так.
Косметическим, изменение показалось из-за обилия замен: «ПЗ» на «ВП», «приемосдаточные испытания» на «приёмо-сдаточные», «предприятие» на «организацию», «система качества» на «систему менеджмента качества» ...
Однако, более серьёзными представляются следующие изменения (нормативные ссылки и термины - пока оставим в стороне).
Первое. Отменена обязательность наличия в организации служб контроля качества. Теперь обязательны подразделения организаций, уполномоченные для проведения контроля качества. Грубо говоря, отдел маркетинга может теперь проводить предъявительские испытания и предъявлять продукцию ВП, если на него возложены эти функции и он располагает необходимым персоналом.
Второе. Отменено требование по аттестации испытательного подразделения в соответствии с действующим порядком, согласованным с ПЗ. Напомню, действующий порядок устанавливался РД В 319.02.70–08 «Комплексная система контроля качества. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к испытательным подразделениям и порядок их аттестации». Приезжали за деньги дяденьки с 22 ЦНИИ (потом с 46) или из допущенных организаций, проверяли, выписывали аттестат кому на год, кому на три.
Теперь – нет. Если Ваши испытатели не оказывают услуг на сторону и в контрактах (договорах) нет требований по АККРЕДИТАЦИИ испытательного подразделения, то и ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» - не основание для обязательной аккредитации. Но. Расслабляться – не нужно: требования к компетентности (значит и периодическую проверку) устанавливаем в документации СМК – положение о подразделении, должностные обязанности...
Третье. Введена возможность оформления результатов испытаний в электронном виде согласно требованиям контракта на поставку изделий с учетом положений ГОСТ 2.051 (с 1 марта 2024 - ГОСТ Р 2.051).
Четвертое. Откорректировано содержание контроля качества и приемки продукции (5.1):
- добавлен контроль технологических процессов;
- указано, что контроль технологических процессов и операций должен проводится в соответствии с технологической документацией (раньше – в соответствии с ТУ и документами СМК);
- добавлено проведение испытаний, выделенных в самостоятельную категорию (при их наличии);
- добавлено проведение типовых испытаний.
Пятое. Основания для принятия решения о приемке изделия дополнены положительными результатами испытаний, выделенных в самостоятельную категорию. Если у Вас таковые имеются, надо подумать о корректировке формы извещения о предъявлении продукции на ПСИ и приемку.
Шестое. Откорректированы правила применения контрольных образцов (ранее были правила утверждения).
Седьмое. Заказчику (не ВП!) предоставлено право проводить периодику на увеличенном количестве изделий при выявлении в процессе эксплуатации производственных дефектов, оформленных по ГОСТ РВ 0015–703.
Восьмое. Введены разделы «Требования к режиму секретности и обеспечению защиты государственной тайны» и «Библиография».
Само собой (через восемнадцать-то лет!) изменены нормативные ссылки. Обратите внимание, что ГОСТ Р 50779.50–95 «Статистические методы. Приемочный контроль качества по количественному признаку. Общие требования» с 1.01.2022 заменен на ГОСТ Р 50779.50–2021.
Также обращаем внимание, что из нормативных ссылок исключен ГОСТ РВ 15.002–2000 «СРПП. Военная техника. Требования к системам качества предприятий, выпускающих оборонную продукцию». «Дедушку» исключили, «внучка» - ГОСТ РВ 0015–002 не ввели... Потому как убрали, на мой взгляд, крамольную фразу (4.4) «Соответствие изделий установленным требованиям технической документации при изготовлении и проведении испытаний должно быть обеспечено действующей у изготовителя системой качества, отвечающей требованиям ГОСТ РВ 15.002 и (или) других согласованных с заказчиком НД на ВТ конкретных видов».
В терминологических статьях революций не произошло. Среди прочих, исключен термин «представительство заказчика», термин «военное представительство» не появился.
Не обошлось без очередных «ляпов»:
- ГОСТ 2.114–2016 «Единая система конструкторской документации. Технические условия» почему-то помещен в раздел «Библиография», хотя его место в разделе «Нормативные ссылки»;
- в положении о системе защиты от ИТР (п.6 раздела «Библиография») народ забыл, что в 1993 году не было такого органа: Совет Министров Правительства Российской Федерации.
Пример, откорректированного c учетом изм. № 1 ГОСТ РВ 15.307–2002 и ГОСТ РВ 0015–002–2020, СТО 123456RW-182-2021 "Система менеджмента качества. Мониторинг и измерение продукции. Приемо-сдаточные испытания и приемка продукции" можно посмотреть ЗДЕСЬ.
С 2025 года доступна премиум-подписка на двух уровнях - мастер-класс и обзор-плюс. Уникальные материалы за вменяемые деньги, подробности ЗДЕСЬ.
Другие нюансы работы по ГОСТ РВ 15.307–2002 канал рассматривал в следующих статьях:
ГОСТ РВ 15.307–2002. Ловим за хвост Чеширского кота;
Имеет ли право военный представитель остановить производство?
В каких случаях приостанавливают приёмку?
Когда появляются основания для возобновления приемки и отгрузки продукции?
Кто должен крутить тяжеленные резьбовые калибры при проведении приёмо-сдаточных испытаний?
Как оценивать в рамках СМК процедуры ПСИ и приемки?
Актуальный перечень опубликованных статей на канале со ссылками можно посмотреть/скачать.