“Страх вратаря перед пенальти” стал вторым полнометражным фильмом Вима Вендерса и первым, после которого он получил признание кинокритиков.
Будущий обладатель бесчисленного количества наград на самых значимых фестивалях, Вендерс приятно удивил рецензентов своей второй полнометражной работой, однако кассовых успехов картина, конечно же, не добилась.
На самом деле просто невозможно представить себе, как эта необычная, сугубо авторская работа могла бы добиться хоть какой-то популярности у массового зрителя.
Фильм является экранизацией одноименного романа Петера Хандке - будущего лауреата Нобелевской премии по литературе и друга Вендерса. Вим бережно и без особых изменений перенес содержание романа на экран, и поэтому в некоторые моменты подача этой истории и поступки главного героя могут ввести зрителя в настоящее недоумение.
Во время футбольного матча вратарь одного из клубов Йозеф Блох начинает слишком рьяно протестовать против пропущенного в свои ворота мяча, срывая свою злость на судье. Итог - закономерная дисквалификация, и после матча огорченный Йозеф бесцельно шатается по Вене, стараясь хоть чем-то занять себя в этот вечер.
Он знакомится с симпатичной работницей кинотеатра, они идут к ней домой и проводят ночь вместе, а утром Йозеф, неожиданно, убивает ее.
Впоследствии мы так и не узнаем, по какой причине Блох совершил этот поступок. Вместо этого все последующее время просмотра мы будем свидетелями попыток голкипера скрыться от полиции, которая медленно, но верно выходит на его след.
Голкипер Йозеф в исполнении Артура Браусса - поистине, один из самых странных героев в истории кино. Он совершает страшный поступок, пытается затаиться в тихом городке, но делает все это с какой-то вызывающей отстраненностью. Кажется, что он просто не понимает, чем занять свою странную жизнь, иногда словно намеренно стараясь вывести преследователей на свой след.
Создается впечатление, что в фильме не происходит ничего значимого, и сюжет застрял на одном месте как и герой повествования, который в задумчивости бродит по улицам маленького городка.
Но это лишь видимость, с помощью которой герой запутывает и зрителя, и преследователей. Вратарь по профессии, он и в противостоянии с полицией находится словно на серии пенальти - старается переиграть соперника психологически, совершая, казалось бы, нелогичные поступки.
Фильм кажется очень медитативным, слишком спокойным и для драмы, и для напряженного триллера. Тем не менее, это совершенно не портит его - фильм приятно смотреть хотя бы благодаря операторской работе, интересному музыкальному сопровождению и красивой, насыщенной картинке, которая после реставрации 2014 года стала выглядеть и вовсе потрясающе.