Продолжая тему советских истернов, предлагаю вам отправиться в горы, где в начале XX в. на окраинах Российской империи и вновь образованного Советского государства разворачивалась бурная социальная борьба, переходящая в личные человеческие драмы.
"Встреча у высоких снегов" 1981 г. 3 серии.
Эта история началась еще до революции. Богач Аппанбай случайно забил насмерть одного из своих пастухов. Его сына, мальчика Джуму, он забрал с собой. Аппанбай покровительствовал смелому юноше, которого постепенно приручил.
Он подарил Джуме дом и участок земли, нашел невесту, помог сыграть свадьбу и попросил в расплату угнать табун у соседа-богача - Назарбая. Краденых лошадей Аппанбай продал, а на Джуму навел полицию.
Герой попал на каторгу, познакомился с политическим Костей Зубовым, научился говорить и читать по-русски. Он несколько раз пытался бежать и, однажды, суровой зимой, ему это удалось. Замерзающего беглеца нашли сибирские разбойники. Он стал названным братом их предводителя - Тимохи Серьги.
Известие о том, что сбросили царскую власть позвало Джуму на родину. Он успел побывать у белых, перейти к красным, встретить своего друга Зубова, возглавившего ЧК у него в родных краях. Джума услышал от арестованного басмача, бывшего слуги Аппанбая, что его жена умерла, но оставила сына, который уже стал взрослым.
Вот только не успел узнать где юноша и как его зовут: басмач был застрелен при попытке к бегству. Джума тоже становится чекистом и продолжает разыскивать сына.
Фильм имеет интересный и драматичный сюжет. Герой его, претерпев много испытаний и потерь, остался мужественным и справедливым, сменив горячность молодости на изобретательный ум и выдержанный характер.
Прекрасно показан национальный колорит узбекской жизни, а также сибирская тайга и общество каторжан. Яркий персонаж, еврея-сапожника Натана, вынужденного работать на обе враждующие политические стороны сыграл Зиновий Гердт. Благородный и красивый образ Джумы создал Назим Туляходжаев.
"Выстрел на перевале Караш" 1968 г.
Киргизия начала XX в. Люди бая Сальмена забивают до смерти брата бедняка Бахтыгула. В отместку Бахтыгул угоняет у обидчика коней, но тот выслеживает и избивает его. Бахтыгул едет искать возмездия у волостного начальника мирзы Жарасбая, слывущего справедливым.
Мирза принимает его сторону и назначает Сальмену отсидку в тюрьме за избиение. Дело в том, что Сальмен - его соперник на предстоящих выборах. Волостной приближает к себе Бахтыгула и дает его сыну возможность учиться.
Он не мелочен, но свои интересы, конечно, важнее. Мирза подбивает Бахтыгула и джигитов его селения угнать у Сальмена табун и продает его. Деньги нужны на покупку победы на выборах. Он их выигрывает, но история с конокрадством и избиение пришедших с жалобой русских переселенцев вредят его репутации.
Нужно выдать зачинщиком кого-то вместо себя. Мирза жертвует преданным ему Бахтыгулом.
Картина снята по повести Мухтара Ауэзова "Событие на Кара-Караш". В ней прекрасно отражен сложный родовой и феодальный уклад отношений, сложившийся на землях национальных окраин Российской империи, в который вторгаются новые порядки: выборы в местную власть, размещение русских переселенцев.
Классовые интересы тем не менее превалируют и в этой обстановке. Мирза Жарасбай не так примитивен и жаден как его соперник Сальмен. Он пытается сохранить связь с интересами своего народа, но не готов ради него жертвовать личными выгодами.
Бедняки тоже не всегда правы: и традиция угона скота, и вражда с русскими крестьянами их не красят. Это можно оправдать лишь темнотой и невежеством народа.
Персонажи отличаются неоднозначностью, которая выражена хорошей игрой казахских, киргизских и русских советских актеров. Особенно стоит отметить первую роль в кино Суйменкула Чокморова (Бахтыгул).
"Семеро сыновей моих" 1970 г.
Семеро всадников на фоне низко стоящего солнца едут к селению Пейканлы. По дороге они встречают труп повешенного, а под ним напевающего безумного старика, который передает им предупреждение от главаря банды Герай-бека.
Его земли Советская власть отдала местным крестьянам, но бек не согласен и убивает жителей за попытку воспользоваться его имуществом. Семеро комсомольцев во главе с Бахтияром посланы сюда для защиты крестьян.
Один из них, Джалал, тоже сын богача, бывшего приятеля Герай-бека. Он с детства знает его дочь Хумай. Юноша и девушка влюблены, но теперь на их пути стоит ненависть главаря банды к Джамалу, которого он считает предателем.
Борьба будет жестокой. Только заручившись поддержкой и доверием крестьян можно выиграть бой. В финале фильма семеро всадников выедут из Пейканлы в обратный путь, но из прежнего состава отряда останется только один человек.
Сюжет картины имеет отсылку с гениальному фильму Акиры Куросавы "Семь самураев" и его достойному американскому ремейку "Великолепная семерка".
Советский вариант самобытный и жесткий. Общая только канва: защита интересов крестьян, при их же помощи, семерыми смельчаками от бандитов. Мотивы поступков, политическая ситуация, идеология, национальные особенности - другие.
Диалоги, эпизоды да и развязка - совершенно самостоятельны. Сюжет динамичен, хотя погонь и перестрелок не так уж много. Много внимания уделено взаимоотношениям людей.
Характеры членов отряда, их антагониста и связанных с ними персонажей проработаны и индивидуальны, особенно удивляет этот, якобы безумный, старик, которому почему-то больше всех надо, даже больше самого Герай-бека.
Очень интересный, хотя и трагический фильм по мотивам "Комсомольской поэмы" азербайджанского поэта Самеда Вургуна.
Надеюсь, статья была вам интересна и помогла узнать или вспомнить хорошие советские фильмы, которые можно с удовольствием посмотреть в свободное время. Предлагаю прочесть предыдущую: "Барон Унгерн, Сухэ-Батор и красные в Монголии": 3 интересных советских фильма о гражданской войне.