Найти в Дзене

Иконопись - дело моей жизни

С глубокой древности иконопись служила особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Поэтому иконопись и сейчас считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало.

Артем Новиков — художник-иконописец из Москвы. За время работы написал несколько больших храмовых образов для церквей и часовен по всей стране, десятки маленьких персональных — для домашних иконостасов. Артем учился на кафедре иконописи Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, защитил диплом специалиста церковно-исторической живописи. Сейчас он трудится в столице, в своей домашней мастерской.

– Артем, почему Вы выбрали эту специальность? Помните ли Вы момент, когда решили, что хотите посвятить иконам всю жизнь?

— Как-то просто все органично сложилось: ходил с детства в храм и художественную школу, где учился азам живописи, графики и прочему. А когда встал вопрос выбора будущей профессии, подал документы в несколько иконописных школ и в одну из них поступил. Меня всегда интересовало искусство, и я захотел узнать получше именно его церковное направление. Втянулся и понял, что это вполне может стать занятием и работой всей жизни.

– А скажите, сильно ли отличается процесс написания икон от процесса создания картин?

— С технической стороны — это один процесс, когда на пустом холсте или доске появляется законченное и осмысленное произведение. А со стороны духовной — ответственности у иконописца намного больше, чем у простого художника, ведь он пишет святые образы. Мне навсегда запомнился разговор с моей преподавательницей. Он, конечно, полушутливый, но отображает суть. Она сказала: «Представь, что на страшном суде тебе покажут те иконы, где ты поторопился, недорисовал, недописал, и как тебе за это будет стыдно».

‘‘ Занятие иконописью требует высочайшей степени концентрации
на каждом движении’’

– Правда ли, что настоящая икона может быть написана только чистым душой человеком?

— К иконописцам предъявляются высокие моральные и нравственные требования. В некоторых случаях их называют равными священнослужителям. А дальше — дело каждого человека и его совести. Видно ли это по образам, написанным человеком, вопрос скорее к созерцателям со стороны.

– Получается, что процесс написания иконы - это как некий транс и (если так можно сказать) в каком-то роде молитва?

— Транс — это состояние отстраненности. Занятие иконописью, напротив, требует высочайшей степени концентрации на каждом своем движении. Бывает, что на самых ответственных участках работы: рисунке лика, глаз, уст отвлекают любые посторонние звуки, и тебе приходится работать в полном безмолвии. В работе ты обращаешь к святому или к Господу о помощи в написании образа.

Икона Николая Чудотворца
Икона Николая Чудотворца

– Случалось ли такое, что приходилось переписывать икону?

— Переписывание + творческая работа = постоянный спутник.

– Кстати, о творчестве. Существует ли возможность творческого проявления для иконописца?

— Да! Я считаю себя иконописцем, создающим и творческие образы помимо списков с древних икон. Иконопись — это образный язык. Учась в университете или у мастера-иконописца, ты постигаешь его и начинаешь свободно на нем разговаривать — то есть писать свои образы. Некоторые говорят, что иконопись — несвободное искусство, оно зажато канонами и ограничениями. Но на самом деле - это поэзия в красках, и для постижения ее глубины нужно настроить свое внутреннее зрение и постоянно самообразовываться.

– Значит, каноны не мешают Вам показывать свое творчество?

— Нет. Точно так, как не мешают правила русского языка поэтам и писателям.

– У многих художников есть источники вдохновения. У иконописцев они есть?

— Мои источники вдохновения — это античная живопись: фрески Помпей, римских катакомб и Фаюмские портреты. Античностью вдохновлялись все художники Ренессанса и поздней эпохи. Это такой художественный контрапункт. Византийская и Древнерусская живопись, стенопись и мозаика — это моя энергия. Я заряжаюсь ею и жизнью древности, чтобы создать что-то новое.

– Интересно. А из современных иконописцев Вас кто-нибудь вдохновляет?

— К сожалению, имена современных иконописцев, работающих и творящих рядом с нами, не так известны. Это исходит из традиции не подписывать свои произведения. Но есть много интереснейших мастеров — Александр Солдатов, Ирина Зарон, Светлана Ржаницына, Максим Шешуков и другие. За работами всех слежу, у каждого свой неподражаемый стиль. И хочется и мне когда-то достичь такого, чтобы одного взгляда на работу было достаточно, чтобы сказать — писал такой-то.

– А как сейчас можно описать ваш стиль?

— Пока что он достаточно эклектичен. Я беру разные элементы и примеряю разные эпохи, чтобы понять в каком направлении мне удобнее работать. Так стиль постепенно формируется.

– Есть ли у вас любимые образы? Или те, которые вам близки?

— Мне очень близки росписи храма Санта-Мария Кастельсеприо. Вдохновляясь ими, я делал самые творческие свои работы.

Двунадесятые праздники
Двунадесятые праздники

– Расскажите про Ваш проект «Двунадесятые праздники»?

— Я выложил пост о том, что в моем портфолио не хватает большинства праздников, и предложил на заказ комплект для храма, потому что там они всегда нужны. Откликнулся священник из города Серов, я написал 12 праздников и икону Сошествия во Ад. А после отозвался еще один человек, но этот комплект пока только для будущего храма.

– Иконопись - это Ваша основная работа? Есть ли хобби?

— Иконопись работа, конечно, основная. Но помимо нее я рисую пейзажи и портреты, что-то отвлеченное. Занимаюсь скетчингом, создаю книжные иллюстрации.

Двунадесятые праздники
Двунадесятые праздники

- У вас домашняя мастерская. Как она появилась?

— Во время обучения в университете я работал над небольшим количеством заказов только со своими знакомыми. После создал рабочую страницу «ВКонтакте» — и это, можно сказать, было открытием моей мастерской. В физическом смысле я работаю у себя дома.

– Удобно. На странице написано, что вы еще и обучаете?

— Да, это частные нерегулярные уроки иконописи. Это больше для тех, кто хочет узнать что-то из технических моментов.

– Продолжите фразу: «Иконопись для меня - …»

— Дело моей жизни.

Александра Абазева

Фото предоставлено А. Новиковым.

Для желающих получить икону от Артема на его странице размещен пост, а также пошаговая инструкция выбора.

(https://vk.com/@artemisicon-kak-zakazat-ikonu)