Первая банковская карта появилась у меня больше 20 лет назад. В то время в России существовало несколько локальных платёжных систем, при выборе которых главным параметром была низкая стоимость обслуживания карты.
Такая была и у меня. С её помощью можно было снимать деньги в банкомате, расплачиваться в магазинах и на заправках (на некоторых даже была скидка), и… всё.
Получив зарплату (а это был зарплатная карта), я спешил снять все деньги в банкомате — так поступали практически все.
Но ситуация постепенно менялась, менялись карты и банковские услуги с ними связанные, и для себя я выделил пять этапов трансформации банковских карт, последний из которых совершается в наше время.
1. Платежи в интернете
Первая трансформация произошла, когда у меня появилась возможность расплачиваться картой в интернете.
Мне казалось фантастикой — для того, чтобы купить что-то в интернет-магазине, даже на другом конце мира, не нужно заполнять реквизиты в платёжном поручении, ждать, пока деньги дойдут, а можно просто указать номер карты, после чего дождаться доставки заказа.
2. Бесконтактная оплата
С появлением бесконтактной оплаты я стал чаще рассчитываться картой. Если раньше нужно было достать карту, протянуть её продавцу или самому вставить в картридер, а потом ещё и пин-код ввести, то сейчас можно просто поднести телефон к экрану терминала.
В прошлом году 86% расчётов банковскими картами в магазинах осуществлялось бесконтактно. Неудивительно — это очень удобно и быстро.
3. Кешбэк
Когда-то программы лояльности представляли собой возможность получить скидку в определённом магазине по карте определённого банка. Сейчас самой популярной формой лояльности является кешбэк — вознаграждение в виде возврата части стоимости покупки или начисление бонусов за покупки, которыми можно расплатиться у партнёров банка.
Многие владельцы карт успешно «зарабатывают» на кешбэке и бонусах, а самые активные стали «мастерами по кешбэку»: они заводят карты для разных видов товаров или услуг, зная, в каком случае выгоднее платить определённой картой.
4. Развитие онлайн-сервисов и мобильных приложений
Первые сервисы «Интернет-банка» появились достаточно давно. Но большинству пользователей они были неудобны, поскольку дублировали системы клиент-банка для предприятий.
Сейчас, оформив карту и зарегистрировавшись в мобильном приложении банка, ты получаешь доступ почти ко всем банковским услугам — можно открывать счета и вклады, подавать заявки на кредит и т.д.
Но развитие на этом не останавливается, и сейчас карты вместе с мобильными приложениями становятся частью подписных сервисов, которые открывают доступ к совсем другим возможностям.
5. Развитие подписных услуг и сервисов
Современные крупные банки развиваются из финансовых учреждений в экосистемы, и их услуги уже не ограничиваются обменом валют, вкладами и кредитованием.
И всё чаще банковская карта рассматривается не как отдельный финансовый продукт, а как часть комплексного набора услуг — подписки.
Первой такой подпиской с финансовыми сервисами в России является СберПрайм+. Она включает банковскую карту СберКарта Прайм, денежные переводы клиентам банка без комиссии, бесплатное получение наличных в любых банкоматах, а также услугу SMS-информирования.
Кроме этого, здесь есть сервисы, которые точно не отнести к финансам — это подписка на онлайн-кинотеатр ОККО Оптимум с доступом к 80 000 фильмов и сериалов, доступ ко всей медиатеке СберЗвук, бесплатная доставка продуктов из СберМаркета, а также скидки на кафе и рестораны.
А ещё СберПрайм+ — это возможность получать очень приличные бонусы за походы в кафе, рестораны, заправку на АЗС и поездки на такси.
Очень привлекательно и выгодно, что в одну подписку стоимостью 399 рублей в месяц входит сразу множество услуг, которые, если подключать по отдельности, обошлись бы значительно дороже. С таким сервисом экономия выходит в среднем 5000 в месяц, а это, по скромным подсчётам, 60 000 в год.
Подробнее о том, что входит в подписку, и её условиях читайте здесь .