Найти в Дзене
Интересная техника

Французские королевские мушкетеры. Все ли было так, как Александр Дюма описывает в романе

Днем рождения роты королевских мушкетеров во Франции формально можно считать 1600 год, в котором король Генрих IV решил доверить собственную охрану специальной роте из дворян, вооруженных карабинами. Соответственно, сначала будущие мушкетеры назывались карабинерами, однако уже в 1622 году Людовик XIII вооружил свою личную дворянскую охрану более мощными и дальнобойными мушкетами.

Каждый из мушкетеров короля входил в его ближний круг, поэтому Дюма в своем романе «Три мушкетера», в общем, верно пишет о том, что в Лувре их принимали за своих - это действительно был их второй дом, пусть и не родной. Тем не менее, высшее положение в Военном королевском доме занимали все-таки не мушкетеры.

Самыми приближенными к королю были его лейб-гвардейцы и телохранители, относившиеся к тяжелой кавалерии, а дальше уже шли гвардейцы, жандармы, шотландцы и мушкетеры - легкая кавалерия. Элитная рота мушкетеров набиралась, кстати, из тех же гвардейцев.

Для гвардейцев это была уже следующая, более высокая карьерная ступень, ведь любой из них, перешедший в мушкетеры, автоматически получал офицерское звание - становился лейтенантом гвардейцев. А это в те времена стоило больших денег.

Еще более престижной служба в элитной мушкетерской роте стала в 1634 году, когда сам король Людовик XIII номинально возглавил это подразделение, возложив на себя звание капитана роты мушкетеров.

Знакомое по роману противостояние между гвардейцами и мушкетерами тоже было, хотя и не столь отчаянное, как это описывает Дюма. Тем не менее взаимная неприязнь капитан-лейтенанта де Тревиля и кардинала Мазарини привела к тому, что рота королевских мушкетеров в 1646 году была распущена на десять лет. Восстановили ее только в 1657 году.

И уже этой возродившейся ротой стал командовать известный нам по роману французского писателя капитан-лейтенант Шарль д’Артаньян. При нем численность состава роты возросла со 100 до 250 человек, не утратив при этом своей элитности и образцовости.

Кардинал также мог распоряжаться собственной охранной ротой гвардейцев, в которую входили сначала конные аркебузиры, а затем кавалеристы, вооруженные мушкетами. В 1660 году Мазарини передал свою роту Королевскому дому, и его гвардейцы тоже стали королевскими мушкетерами.

Подразделение просуществовало до середины 18 века, выполняя при этом не только охранные функции, но и сражаясь во всех войнах, где Франция принимала участие. Действовали они в основном как пехота, зачастую вызывая у французов искреннее восхищение своей доблестью и отвагой.