Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

«Зеленый фургон». Отличия фильма от оригинальной повести.

Всего в России есть две экранизации повести Александра Владимировича Козачинского, и что интересно, «классической», а для многих и единственной является вторая -1983 года. И полюбили ее зрители большей частью за бережное отношение к оригиналу, хотя и эта экранизация не везде ей соответствует. Попробуем же взглянуть – чем же отличается фильм с Дмитрием Харатьяном, Александром Демьяненко и Бориславом Брондуковым в главных ролях, от самой повести.

Один из спорных моментов, который, по моему мнению, совершенно лишний – это чехарда с Червенем. В книге с ним все просто – есть бандит, бывший прапорщик Сашка Червень, и вопрос не в том, кто он, а как его изловить/ликвидировать. В фильме же он зачем-то сделан присяжным поверенным (мои адвокатом), другом отца Володи Патрикеева. Возможно, было бы больше смысла если бы и для зрителя его бандитская сущность была загадкой, а то получается, что для Володи это тайна, а для зрителя интрига отсутствует.

Непонятен также чуть более развернутый образ бывшей гимназистки-бандитки. Скучная девочка. А вот Федька Бык со своей цепью просто находка. Из проходного персонажа на пару абзацев сделали очень колоритного героя второго плана.

-2

Чрезмерно на мой взгляд, по факту даже неуместно комически выглядит увлечение Володи и Шестакова поэмой Блока «Двенадцать». При это чтение стихов заслоняет реальную работу Шестакова:

«Он стал разъезжать по комитетам незаможников, деревенским ячейкам комсомола, всеобучам, делал доклады в волостных ревкомах и тихо и незаметно, без шума и стрельбы, изрядно почистил за месяц несколько деревень вокруг Севериновки.»

-3

Финал же удивлял меня еще в детстве, когда я и книги-то еще не успел прочитать. Странно, однако. Володя арестовывает Грищенко за проявленную трусость, а начоперот сажает Володю рядом с Грищенко чистить картошку? И это при том, что боевой товарищ погиб, в частности, по вине труса Грищенко? Герой Брондукова, конечно, симпатичен, но если фильм хотели закончить на позитивной ноте – зачем было убивать Шестакова? Начопероту в оригинале на Грищенко вообще плевать, и он по-видимому согласен с Володей и Шестаков, обратим внимание – ранен, но жив. Записка Володи Патрикеева:

«Виктор Прокофьевич! Красавчик пойман. Червень убит. Грищенко я посадил. Завтра утром приду к вам в больницу. Володя».

-4

Что касается образа начоперота, то тут без изменений сюжета было попросту никак. Брутальный образ сурового начальника в исполнении Константина Григорьева был введен на замену комического и недееспособного товарища Цинципера – начальника Володи в повести. Изображать в таком виде, как подано у Козачинского милицейского начальника, вряд ли бы кто разрешил. Вот, например:

«Его удивлению не было границ. В учреждении, возглавляемом товарищем Цинципером, поимка бандита считалась почти невозможной. Товарищ Цинципер был очень взволнован, беспрерывно снимал и надевал свое четырехугольное пенсне, потирал лысеющую голову, назвал задержанного «товарищ Красавчик», зачем-то придвинул ему стул и пригласил сесть. Красавчик сел, все продолжали стоять. Сотрудники стояли в полном молчании, пожирая глазами живого бандита.»

-5

И, разумеется, отсутствует пролог с эпилогом на курорте. Но это с лихвой компенсируется финальным аккордом песни «Ты где, июль?», когда два Володи гоняют мяч по полю.