«Он сверкнул и погас подобно молнии… Для нас остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у вечности. Тех миров, которые видел он, мы еще не видели».
А.А. Блок
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) - русский художник, работал в разных направлениях искусства - живопись, театр-декорации, иллюстрация, скульптура.
Творчество М.А. Врубеля остается загадочным, о нем спорят до сих пор. Одни считают его гениальным, другие — бездарным.
По мнению К. Коровина, огромную зависть вызывал М.А. Врубель своим необычным гениальным талантом, он был злобно гоним, его травили и поносили и «звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить».
М. Горький же считал, что он «пишет деревянные картины, плохо подражая в них византийской иконописи, и, иллюстрируя одно из юбилейных изданий Лермонтова, приделывает Демону каменные крылья...»
Худощавый, небольшого роста, блондин, с тонкими чертами лица Михаил Врубель совсем не похож на тех героев, которых писал по своим фантазиям. Его работы резко отличаются от работ других художников и существующих художественных направлений/течений. На его полотнах обыкновенное становилось фантастичным, волшебным, нереальным — цветы, горы, раковина, ткань, простые предметы...
Он очень по-своему видел этот мир и не воспринимал, например, работы передвижников. Впрочем, как и они его.
Всю жизнь М.А. Врубель был болен образом Демона, который претерпевал постоянные изменения, и так и не был однозначно «вылеплен» художником. Демон для М.А. Врубеля олицетворял собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе.
Еще в 1885 году он попытался написать Демона. Отцу художника его воплощенный на полотне образ показался «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Эта работа была уничтожена автором. Однако и позднее в этом образе М.А. Врубель пытался соединить мужское и женское начало.
В 1890 году он создал первую картину из «серии» Демонов — «Демон сидящий», затем была написана «Голова Демона на фоне гор», видимо, уже как возможная иллюстрация к собранию сочинений М.Ю. Лермонтова, которые ему предложили проиллюстрировать в 1891 году. Эти образы очень отличаются.
«Демон сидящий» - «полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Властный, величавый, сильный, но злобы в нем не чувствуется. Необычен и фон картины — горы и цветы, напоминающие кристаллы или кристаллы, напоминающие горы и цветы.
«Голова Демона на фоне гор» - здесь герой настороженно и тревожно всматривается в мир, к которому не принадлежит.
Несколькими годами позже М.А. Врубель сделал скульптурную голову Демона, и это был опять другой образ: грива волос ниспадает на лицо, взгляд безумный, капризно опущены уголки губ - совсем не романтическое произведение. В 1928 году её разбил какой-то, видимо, ненормальный посетитель Русского музея в Ленинграде. Судя по имеющимся публикациям, её реставрировали, но с тех пор она не экспонируется.
Затем последовали замечательные, ставшие классикой иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова (в т.ч. «Тамара и Демон», «Демон у монастыря»), хотя по требованию издателя художнику что-то даже пришлось переделывать, и далеко не все сразу их восприняли положительно, а потом для автора пришел черед летящего и поверженного демонов.
«Демон летящий»: «…И над вершинами Кавказа Изгнанник рая пролетал...», стремительное движение между небом и землей в довольно узком пространстве, общая атмосфера тревоги, предчувствие катастрофы, но работа явно не закончена.
А на смену полету приходит падение и хаос - изломанный герой, на картине невозможно точно понять, где руки, где переломанные крылья. Герой повержен, но не побежден его дух - глаза горят огнем. «Демон поверженный». Именно эту картину М.А. Врубель мучительно переделывал много раз, даже на выставке, уже перед закрытием экспозиции, на глазах у публики. Он менял позу, переписывал лицо, менял саму концепцию образа, фон. Как писал А.Н. Бенуа:
«Сначала он представился ... каким-то изможденным, гадким и все же соблазнительным змеем; в его глазах, в отвратительно выгнутой шее чувствовалось что-то раздавленное, но ползучее и живучее, живучее “на зло”. К сожалению, рисунок первой версии был безобразен, и М.А. Врубель не решился его так оставить. Он принялся исправлять, и мало-помалу из кошмарного слизня его Демон превратился в несколько театрального, патетического падшего ангела. Но М.А. Врубель и на этом не остановился и все продолжал менять и менять... Демон очеловечился... По своей фантастичности, по своей зловещей и волшебной гамме красок эта картина — несомненно одно из самых поэтичных, истинно поэтичных произведений в русской живописи».
По свидетельству очевидцев, картина была необычайно эффектна — розовые и голубые краски светились, перья сверкали и переливались. Врубель много экспериментировал с красками, придумывал новые, например, применял бронзовый порошок, у него была необычная техника их нанесения. Однако через несколько лет краски потемнели, и мы, к сожалению, не можем увидеть, как картина выглядела сразу после ее создания.
Картина еще висела на выставке, когда художник попал в психиатрическую лечебницу. В этот раз он поправится, создаст еще целый ряд шедевров, но снова болезнь даст о себе знать, он ослепнет и «устанет жить».
У каждого своим демоны. Только внутри они или снаружи? Сами ли мы их создаем и потом мучительно боремся с ними, и/или виноваты внешние обстоятельства? Тяжелых внешних обстоятельств у М.А. Врубеля было слишком много, с самого детства.
Михаил Врубель пытался визуализировать своих демонов в разные периоды жизни; наверное, он писал по сути свое душевное состояние, свои душевные метания, пытался излить их на бумаге, чтобы освободиться, хотя, видимо, так и не смог до конца понять, кто они, какие они и как справиться с самим собой.