НЕМЕЦКИЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ есть порождение "сумрачного германского гения", расцветшего вдруг яркими красками, ломаными линиями и странными композициями.
Германия. Начало ХХ века - время переживания духовной катастрофы. Творцы эпохи бунтуют против бездуховной действительности, против всевластия машин и порабощения Духа, против официальных моральных установок, требуя обновления условий жизни.
Художники тоскуют по утраченной гармонии, они ищут глубинного контакта с природой, стремятся обрести вновь разрушенные связи (поэтому и такое внимание к пейзажу).
Короче, делают все то, чем занимались веком ранее мастера раннего немецкого романтизма (Филипп Отто Рунге и Каспар Давид Фридрих). За одним единственным исключением - искусство немецкого экспрессионизма не инобытие романтической мечты, а преображенная эмоциями и страстями реальность, полная сложных драматических коллизий.
Поэтому художественный мир образов экспрессионистов будет совсем не эстетическим (в традиционном смысле этого слова), основанным на привычных и понятных маркерах, но отчужденным и противоречивым, УВИДЕННЫМ КАК БЫ ВПЕРВЫЕ.
А начну я с главного:
ЭКСПРЕССИОНИЗМ ЕСТЬ ЧИСТО РЕГИОНАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ➡️ СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО НЕМЕЦКИЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ (начало ХХ века и до Первой Мировой Войны) ➡️ Все остальное - ПРИЕМЫ и МЕТОД экспрессионизма.
Продолжим? 😊
Искусство экспрессионизма можно сравнить с Апокалипсисом, который часто трактуется художниками этого направления как катарсис.
Катарсис - это нравственное очищение в результате перенесенного мощного душевного потрясения. И вот это вот потрясение трактуется экспрессионистами как символ (сродни дорожному знаку, который вовсе не претендует на натуроподобие, но не теряет от этого своей ясности).
Но Апокалипсис имеет и обратную сторону Луны - это воскрешение, преображение, начало новой жизни. И об этом тоже говорят экспрессионисты.
И вот ЭРИК ХЕККЕЛЬ и его "Стеклянный день" (1913).
Новалис на рубеже XVIII-XIX веков сказал: "Мир - кристалл" и художники-романтики вслед за ним стали философски истолковывать данное утверждение. Хеккель в начале ХХ столетия подошел к нему еще и другой стороны - с формальной.
Он пишет КРИСТАЛЛ - его природа отовсюду изливается светом. И свет этот есть свет Солнца, которое, конечно, воплощает у него божественную энергию. Солнце - эта та сила, которая одушевляет все вокруг и именно солнце способно совершить в душе человека переворот.
Тоска по утраченной гармонии влечет экспрессионистов в лоно природы и вот тут то и кроется вся драма этого направления: естественная (не прогрессивная, машинная) природная среда их не принимает, она вообще никого не принимает (романтиков, к слову, природа тоже не жалует своей благосклонностью), ибо в мире природы человеку более не дано раствориться.
Возможны лишь моменты соприкосновения - яркие вспышки, после которых остается тоска по миру до грехопадения.
И в этом плане на красочном берегу хеккелевского озера купается не кто иной, как праматерь, та самая первая Ева, которая еще не успела вместе с Адамом сорвать запретный плод, они не встретились со змеем и не были изгнаны навсегда из Рая.
Ева Хеккеля еще чиста как белый хрустящий снег или как тот самый горный хрусталь, который в христианской символике светится не сам собой, а, излучаясь, передает свет Солнца, являясь символом Девы Марии.
То есть Хеккель изображает Рай? Скорее, он о нем мечтает, ибо в том мире еще можно сохранить Душу, исцелится и спастись.
Изломанные, угловатые, граненые формы лишают картину стабильности, прочности. Рай этот хрупок и неустойчив (как стекло (вспоминаем название работы), которое, разбиваясь, ломается навсегда), ибо Хеккель, а вместе с ним и мы, знает, что совсем скоро наши прародители вновь совершат тот самый непоправимый грех, который в начале ХХ столетия вновь становится глобальной проблемой - кризисы, раздоры, грядущие мировые бойни.
И не то, чтобы все поверили Ницше, который провозгласил, что "Бог умер", скорее острее стали чувствовать необходимость спасения, потому что видели, как в человеке погибает Человек.
В общем-то экспрессионисты и хотели спасти человечество. Они бесшумно кричали со своих полотен, смотрели на мир глазами без век. Кололи острыми формами как шипами, нервировали кричащей палитрой, будоражили образной противоречивостью.
Есть здесь у Хеккеля есть еще и мотив отражения - примета мнимости реального мира. Это тот самый эффект "разбитого зеркала", который уже использовал Пикассо в своих "Авиньонских девицах".
Но Хеккель пишет все-таки Рай до грехопадения, потому что тот Апокалипсис, который, например у его собрата по цеху Кирхнера, уже прошел, и мир возрождается заново. И вот она обратная сторона Луны, о которой я говорила в самом начале, - перед нами, оказывается, не первая, а вторая или новая Ева, у которой еще есть шанс не встречаться со змеем и не рвать то самое пресловутое сочное яблоко.
Экспрессионизм вообще - это глубоко утопическое миропонимание: среди хаоса и остатков разрушенных форм и духовных ценностей он призывает к моральному обновлению человека.