Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как мусульмане построили мощнейшую имерию своего времени?

Одна из главных фишек ислама – слияние в страстных объятиях трёх совершенно разных сфер: духовного учения, юридических норм и внешней политики. Именно это и дало возможность арабам в своё время создать империю похлеще римской. Когда-то Мухаммед предложил властителям Персии и Византии добровольно сдаться на милость Аллаха. Те посмеялись и забыли. А спустя какую-то пару десятков лет Арабский халифат стал самым крупным и влиятельным государством, и те же персы, но уже в качестве военнопленных, помогали формировать его структуру. Как же так получилось?

В начале, как всегда, было слово. То есть духовно-нравственное наставление. Нравственно и хорошо для настоящего мусульманина желать блага ближним своим. А что может быть большим благом, чем приобщение к истинной вере? Тем более, что сделать это так просто – всего лишь скажи ритуальную фразу (от сердца, от чистого сердца, разумеется!) – и вот ты уже брат и друг, и налоги на тебя не распространяются.

Весь мир, согласно учению Аллаха, делился на несколько секторов, в зависимости от взаимоотношений с этим самым учением. Первый и самый главный сектор называется Дар аль-Ислам. Переводится это как «территория ислама» и к ней относится вся та земля, на которой живут правоверные и которая подчиняется шариату – с ней всё в порядке. Всё, что за её пределами – это Дар аль-Куфр, «территория неверия». Примечательно, что для Дар аль-Куфр есть и другое название – Дар аль-Харб, «территория войны», что как бы намекает. Не, ну а правда, чего они? Шариат не соблюдают, в Аллаха не верят, ещё и свинину едят небось. Где моя сабля?

Дар аль-Харб – это территория вне закона. В том смысле, что раз уж на ней нечестивые правители не готовы судить по шариату и порядочному мусульманину нет защиты, то нечего рассчитывать, что и он будет законопослушным зайкой. Законы войны, а вы как хотели. Поэтому совершённые на «территории войны» грехи прощаются, договорённости не считаются, и даже можно давать деньги под проценты! Надо, впрочем, понимать, что ислам, в отличие от того же христианства, сильно неоднороден, и то, что правильно в глазах одного богослова, легко может быть неправильным у другого. Но в целом на прегрешения человека, живущего в Дар аль-Харб, смотрят гораздо легче. Ну нет у человека возможности вести себя как следует, в тяжелых условиях он существует, с пониманием надо отнестись. Кстати, а чего б тогда не переехать в благословенные земли Дар аль-Ислама и жить себе припеваючи? Некоторые учителя говорили, что так и надо делать, но было и альтернативное мнение, согласно которому хороший мусульманин должен не бежать от трудностей, а нести шариат туда, где он обитает.

Впрочем, не надо представлять средневековых завоевателей-арабов конченными отморозками, которым только дай волю вырезать неверных. Для своего времени это была, как ни странно, очень прогрессивная и либеральная религия. Чего стоит, например, терпимость к разнообразию толкований священного писания, когда правильным считалось не то, что сказал главный, а то, что удалось отстоять в честном, аргументированном споре. Но, как знают все жители интернета, убедить кого-то при помощи логических аргументов – довольно наивное намерение, а потому среди мусульман процветал плюрализм разнообразнейших мнений практически по всем вопросам. Они конечно друг друга немножко резали из-за этих разногласий, но, что характерно, сам Мухаммед в своё время легитимизировал это положение, сказав, что его учение разделится на несколько десятков школ. Так что всё, как бы, и норм..

То же благоразумие распространялось и на внешнюю религиозно-завоевательную политику. Помимо исламской территории и земель поганых язычников, обречённых на истребление, существовал ещё и Дар ас-Сульх – «территория перемирия». Или ещё можно сказать Дар аль-Ахд – «территория договора». Договор обычно включал в себя требования платить арабам дань, защищать права мусульман, учитывать пожелания исламских властителей и всё такое.

Кроме силовых методов стимулирования соседей менять веру, активно применялись и экономические. Так например, купцы с мирных, но не исламских террриторий обычно платили вдвое большую пошлину, чем свои. Иноверцы, живущие в областях, подконтрольных Халифату, должны были платить налог (джизья), а свои от платежей освобождались. То есть мусульмане тоже приносили нечто вроде добровольно-принудительных пожертвований – закят, но все-таки им было полегче. Недопустимость в исламе давать деньги под проценты опять же… Конечно, это, в сочетании с легкостью процедуры смены веры, сильно мотивировало завоёванных жителей объявлять себя последователями Пророка. Ну, а назвался груздем – соблюдай и всё остальное…

Ну, и справедливости ради следует добавить, что в наше время лидеры религии «мира и добра, безопасности и умиротворения» (по определению президента Федерации исламских организаций Европы) изо всех сил стараются сделать вид, что такого разделения мира в исламе нет. Подчёркивают, что сама идея родом не из Корана, а всего лишь плод размышлений средневековых богословов. Считается, что разработал её законоучитель Абу Ханифа в 8 веке. Но полностью выбросить её из вероучения как-то не получается, поэтому разговоры идут о «снижении актуальности», «ограничении понятий» и прочих аккуратных попытках концепцию, вроде, оставить, а, вроде, и отказаться. Опасные, всё-таки, люди, эти учёные: никогда не знаешь, то ли они помогут вам завоевать полмира, то ли создадут кучу проблем. А вполне возможно, что и то, и другое сразу.

Автор - Виолетта Хайдарова