У меня, как у человека, который помнит СССР, многоженство ассоциируется с фильмом «Кавказская пленница» и со знаменитой песней в исполнении Юрия Владимировича Никулина. Его герой, как известно, при многообразии выбора, решил, что лучше быть холостым.
Историки настаивают, что многоженство на Руси было. Пусть и не имело широкого распространения. Более того, за это, как пишут, наказывали.
Язычество и многоженство
Я знаю, что многие в современной России стараются использовать термин «родноверие» - вместо «язычество». И все же я остановлюсь на втором. Вы можете использовать тот термин, который больше устраивает, исходя из мировоззрения и привычек.
Так вот – про многоженство: историк Иван Егорович Забелин, описывая жизнь русских людей, указывал, что в языческие времена многоженство никем не запрещалось. Не сказать, что оно приветствовалось. Но это было одной из норм. Хочешь жить с единственной супругой – пожалуйста. Если есть желание завести еще одну жену – это можно.
Советский историк Борис Александрович Романов придерживался той же точки зрения. Если Забелину еще можно не поверить, потому что он не особо ссылается на источники, то Романову не верить нельзя. Он указывает, что в Уставе Всеволода прописано, как должно распределяться наследство мужа между несколькими женами. Если говорить точнее, то речь там идет о детях от разных женщин.
Ряд историков сходится во мнении, что многоженство на Руси было не идеалом для всех, а, скорее, допустимой привилегией. Например, часто князья имели по несколько жен. Самое интересное, что у Владимира Святославовича, которого называют крестителем, было 5 законных супружниц.
Таким образом, простые люди не стремились жениться по несколько раз. Если складывались обстоятельства – другой вопрос. Из историков мало кто предпринимает попытки рассказать, например: «Можно ли было простолюдину иметь несколько жен?». Или: «Не наказывали только князей?».
Понятно, что на такие вопросы отвечать сложно. Уж очень много времени прошло с времен языческой Руси.
Многоженство и христианство
Легко догадаться, что православная церковь того, о чем мы говорим, не приветствовала. Она и сейчас многоженство запрещает. Значит, были какие-то наказания?
Николай Николаевич Лисовой в книге «Святая Ольга» отмечал, что Владимир, которого я пыталась упрекнуть за многоженство, как только стал человеком православным, сразу же отослал от себя всех своих женщин – сам встал на путь истинный, показал пример своим подданным. Но, что легко сделать князю, то сложно человеку «поменьше». Долгое время сохранялось в государстве двоеверие. Поэтому многие продолжали считать: нет ничего страшного в том, чтобы иметь нескольких жен.
Доктор русской истории Михаил Флегонтович Владимирский-Буданов разобрал в свое время положения Устава Ярослава, где четко написано:
· если у мужчины две жены, то он платит «штраф» церкви – 40 грив.;
· первую супругу оставляли при муже, вторую – ссылали в «церковный дом».
Нужно разобраться с двумя моментами. Во-первых, непонятно, большим ли был штраф. Я не могу сказать, насколько это были большие деньги. Думаю, что и многие историки не дадут точного ответа на этот вопрос. Могу лишь сопоставить «цены». Аналогичный по размеру «штраф» брали, если один человек свёл другого свободного человека (мужчину) со свету. Если всё это перенести в современные реалии, то можно отметить следующее:
сейчас в ст. 105 УК РФ минимальное наказание – 6 лет лишения свободы.
Представьте, что за многоженство давали бы столько же.
Во-вторых, женщин, по мнению Владимирского-Буданова, ссылали в церковный дом не навсегда, а временно.
А судьи кто?
Естественно, вопросами назначения наказаний за многоженство (и многомужество, кстати, тоже) занималась церковь. Об этом пишут историки: Филиппов, Большаков. Часто вспоминают слова митрополита Иоанна по поводу таких браков. Священнослужитель оставил этот мир в 1089 году. Он регулярно боролся с многоженством, потому как явление продолжало существовать, несмотря на Крещение Руси. Митрополит отказывал в причастии людям, которым одного любимого человека было мало.
Получается у нас вот что:
многоженство на Руси существовало долгое время. Пока государство не было христианским, проблемы в том, что в семье несколько жен или даже мужей, не видели. Православная церковь начала бороться с явлением. Несмотря на серьезные наказания, мужчины жили с двумя–тремя женщинами. Они старались не афишировать этого, но продолжали оставаться главами таких вот необычных, по нашим меркам, семей.
Я считаю, что многоженства быть не должно. Там, кажется, когда-то Жириновский выступал за это. Но, думаю, Владимир Вольфович просто, как всегда, хотел дешевого пиара.