Найти тему
Стиль жизни

Нино Рота: музыка, побеждающая смерть!

Поначалу кажется, что все его творчество - баловство, будто кто-то, шутя, бегает игривыми пальцами по клавишам. Но потом понимаешь, что за этой легкостью, беспечностью, игривостью – огромный труд и печаль. Ни в коем случае не тоска, а легкая, мимолетная печаль. Итальянцы вообще долго грустить не умеют. Философия жизни итальянца – преувеличенная радость, бурлеск, смех даже в те моменты, когда жизнь летит под откос.

Так вот и с печалью Нино Роты. Скорее – это горькое осознание того, что веселиться и любить можно не все 24 часа в сутки напролет. А еще воспоминания о прошлом, навсегда ушедшем, но от этого не менее прекрасном. Как бы трудно тогда не было.

-2

Да что там, вспомним финал знаменитого фильма Феллини «Ночи Кабирии». Проститутка (в исполнении неподражаемой Джульетты Мазины), обманутая в своих светлых мечтах о возлюбленном, который вытащит ее из этой трясины, и в которую ее окунула горькая судьба, идет по дороге, а сквозь слезы светится лучезарная улыбка!

Да и то верно, просто нельзя не улыбаться, когда звучит музыка Нино.

Нино Рота в этом году исполняется сто десять лет!

В это невозможно поверить, так же как и в то, что его больше нет. Кажется, что это музыка была и будет всегда. Потому что она целебна, волшебна, светла.

Поэтому нет ничего странного в том, что Нино Рота целиком растворился в своей музыке.

Его биография – чуть ли не единственное темное пятно в его творчестве.

-3

Известно, что он родился в Милане в 1911 году в семье с глубокими музыкальными традициями. Но не отец, а его дедушка Джованни Ринальди был известным пианистом и композитором.

Каждый уважающий себя итальянец из семьи музыкантов просто обязан стать музыкантом. Это правило сработало и в отношении Джованни Рота Ринальди (итальянцы любят сокращать имена, и потом эти полу-клички становятся их именами, так что это всего лишь - Нино Рота).

Его первым преподавателем игры на фортепиано была мама, пианистка Эрнеста Ринальди . Нино начал писать музыку в восемь лет, беря первые уроки композиции.

-4

В то время, когда его сверстники играли в паллетту, он уже сочинил ораторию для солистов, оркестра и хора «Детство Святого Иоанна Крестителя»!

А потом были годы учебы…

На одном из отечественных сайтов классической музыки, где немало страниц отведено Нино Роте, говорится, что он был учеником Ящика!

На самом деле его учителя звали Cassela !

Правда, забавно? Но такова музыка Нино.

Но поначалу он писал в основном серьезные вещи. Видимо, его родителям не давали покоя лавры юного Моцарта. Оратория 12-летнего отпрыска была исполнена в Милане и в Париже. Во время французского концерта публика была в таком восторге, что вызвала юного композитора на сцену, и тот дирижировал финал этой оратории .

В 14 лет на свое либретто по сказке Андерсена Нино написал лирико-комедийную оперу « Принц-свинопас» , которая была оценена критиками как уже зрелая опера. Для юного тогда Нино эти слова были самой высокой похвалой.

-5

Собственно музыку к кинофильмам, которая и прославила его, он начал сочинять с начала 1940-х.

И вот тут надобно сделать маленькое лирическое отступление. Утверждаю, хотя это может показаться небесспорным, что весь Нино Рота вышел из джазовых сюит Шостаковича. В частности, джазовой сюиты №1 « Foxtrot ». Эти джазовые сюиты композитор сочинил в 1938 году!

-6

Но ведь не это важно. Важно, что Шостакович от подобного рода музыки, баловства, отошел, а Нино Рота воспринял ее очень даже всерьез.

Надо ли добавлять, что Нино работал с самыми знаменитыми итальянскими режиссерами своего времени: Ренато Кастеллани, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Марио Моничелли, Френсисом Фордом Копполой, Эдуардо де Филиппо, но наиболее плодотворным оказалось его многолетнее сотрудничество с Федерико Феллини.

-7

Рота является автором музыки ко всем его фильмам, начиная с «Белого шейха» и заканчивая «Репетицией оркестра». А между ними - « Маменькины сынки», «Дорога», упомянутая выше «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «8 ½», «Сатирикон Феллини», «Рим», «Казанова Феллини», «Амаркорд».

-8

Ну и кроме того, осчастливил нашего Сергея Бондарчука, сочинив, как теперь принято выражаться саунд-трек к фильму «Ватерлоо».

-9

Нино умер намного раньше Федерико в 1979 году, но когда в 1993 году хоронили Феллини, по специальному разрешению кардинала траурная месса прерывалась…

…и звучала музыка Нино Рота.

-10

Музыка, побеждающая смерть!