Найти в Дзене
Сказочная История

Русские сказки. От гномов с великанами до языческих существ обладающее безмерной мудростью. Осуждение церковью

Язычество и сказки.

Сказки на Руси появились еще в период славянского язычества. В те далекие времена люди сочиняли сказания и поверья, главными героями которых были языческие божества, а также разумные говорящие животные, деревья, звезды, солнце и луна. Все это отображало мировоззрение наших предков-язычников.

Письменности тогда еще не было, поэтому все знания, включая сказки, передавались из уст в уста. При этом каждый рассказчик, передающий сказочную историю, мог дополнить ее. Естественно, что со временем сказки наполнились множеством элементов из обычной бытовой жизни, которая тогда была тяжелой, связанной с постоянной нуждой, несправедливостью и беспомощностью перед явлениями природы.

С момента появления сказок, они, наряду с песнями и былинами, служили развлечением для народа. Но не всегда были веселыми и добрыми произведениями с неизменно счастливым концом. Многие из них в дохристианский период представляли собой довольно жестокие, пугающие истории. Например, первоначальный вариант сказки «Медведь – липовая нога» имел печальную концовку. И в этом был свой смысл – подобные произведения предостерегали древнего человека о серьезных, вполне реальных опасностях.

Со временем народное творчество в виде сказок стало более радостным и менее пугающим. Главная причина в том, что они все чаще использовались как метод воспитания и обучения детей. В сказках продолжали появляться страшные или просто подлые персонажи, но в конце они обязательно были побеждены главным положительным героем. Та же история про медведя получила новую концовку. Таким образом, при помощи красивых жизнеутверждающих сказок можно было учить малышей быть добрыми и смелыми, но осторожными.

Осуждение церковью.

Древнерусские сказки дошли и до наших дней. Но они были во многом изменены под влиянием христианства. Церковь осуждала такое народное творчество, и прежде всего из-за присутствия в нем языческих мотивов. Интерес к пересказам остался, но персонажи, имеющие отношение к древним поверьям постепенно «замаскировались» под каких-то небывалых выдуманных существ. Так, например, некоторые исследователи считают, что прототип Бабы Яги – языческое существо, обладающее безмерной мудростью, и существующее на грани между Царством живых и Царством мертвых. Кощей в славянской мифологии – божество из темного царства.

В 2001 году Вологодская епархия объявила Деда Мороза языческим божеством. Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) открыто заявлял о том, что в торжествах в Великом Устюге (родина сказочного героя) Церковь примет участие только в том случае, если в официальной биографии Деда Мороза будет отмечено, что он принял православное крещение. ссылка на источник: https://www.oum.ru/literature/hristianstvo/rpc-protiv-russkih-narodnyh-skazok/

Многие персонажи, характерные для русских сказок, встречаются в фольклоре других стран. Так, европейских древних сказаниях есть злая старуха-волшебница, которая иногда приносит пользу – одаривает героев волшебными предметами или указывает дорогу. В сказках разных народов встречается злобный огромный ящер, иногда с крыльями, с несколькими головами или со способностью извергать огонь.

Особого внимания заслуживают сказки народов севера. Сама культура северян более мистична, она сохранила практику шаманизма до наших дней. Но в северных сказках мистики и волшебства гораздо меньше, чем в сказках на Руси. Северный фольклор больше основан на героизме обычных людей, которые побеждают врагов за счет своих благородных человеческих качеств. Зато у северян более разнообразны персонажи. В них присутствуют в изобилии мифические народы (эльфы и гномы), боги в виде карликов и великанов. Большая роль отведена мудрым, умеющим общаться с людьми животным.

Читайте так же: