О, футбол, ты — мир! Действительно, именно эта массовая игра в середине восьмидесятых была одним из самых главных развлечений людей планеты. Неудивительно, что многие матчи собирали аудиторию в десятки тысяч зрителей. Однако были у игры № 1 и побочные эффекты. Так, на стадионах собирались тысячи хулиганов (далеко не чета современным), которые, кроме просмотра непосредственно матча, любили выявить лучшего еще и в кулачном бою. Однажды такой сценарий привел к страшной трагедии: давке на брюссельском стадионе «Эйзель», случившейся 29 мая 1985 года во время финала Кубка европейских чемпионов между «Ливерпулем» и «Ювентусом». Как развивались события трагического дня — в нашем материале.
Английская гегемония
К маю 1985 года английский клуб «Ливерпуль» был одним из самых успешных в Европе. За предшествующие восемь лет команда четырежды выиграла главный европейский континентальный турнир, включая предыдущий сезон перед трагедией. В то же время соперник «Ливерпуля» по роковому матчу — «Ювентус» — был одним из главных конкурентов англичан. Обе дружины занимали два первых места в европейском клубном рейтинге. В составе итальянцев, к слову, играла тогдашняя звезда футбола – француз Мишель Платини. В общем, заруба предстояла жаркая!
Игру назначили на 29 мая на брюссельском стадионе «Эйзель», являвшемся на тот момент главным футбольным храмом Бельгии. Впрочем, несмотря на этот статус, арена была далеко не совершенной. На тот момент спортивному сооружению исполнилось 55 лет, и его состояние, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Фактически, несколько лет за ареной не следили. Плачевное состояние стадиона представители команд отмечали еще до матча. Однако УЕФА не решилось перенести игру, не обратив внимание на вполне резонные замечания.
Проход непосредственно на матч практически не контролировался. Уже позже многие болельщики говорили, что попали на арену, проделав дырки в ограждения. Одним словом, бардак.
За час до матча
Чаша стадиона могла вместить около 60 тысяч болельщиков. Разделение предполагалось следующим: по 25 тысяч фанатов «Ювентуса» и «Ливерпуля». Остальные билеты — нейтральным болельщикам. Роковым стало расположение зрителей. Почему-то организаторы в одной из частей арены не развели болельщиков противоборствующих команд. Более того, полиция не обеспечила должного барьера между ультрас, ограничившись лишь небольшим заборчиком. Стоит отметить, что нрав фанатов тех лет был ну очень воинственным. Массовые побоища на стадионах (и особенно в Англии) были настолько привычным делом, что даже не всегда попадали в новостные сводки.
Совсем неудивительно, что еще за час до финальной встречи на трибунах начались первые стычки. Фанаты «Ливерпуля» (впрочем, как и «Ювентуса») начали наступление на своих визави. В ход пошли файеры, бутылки и камни. По мере приближения стартового свистка, атмосфера все более накалялась. Нескольким группам английских фанатов, несмотря на противодействие полиции, удалось прорваться к «фэнам» «Ювентуса». Итальянские тиффози отпрянули на нижний ярус трибуны. Образовалась давка. В конечном итоге конструкции не выдержали и обвалились. Погибло 39 человек, в основном фанаты итальянской команды. Еще 600 получили увечья.
Матч на крови
Несмотря на произошедшее, игру решили не откладывать. Мотивация футбольных и городских чиновников была, в принципе, понятной. Откажись они от проведения игры, беспорядки выплеснулись бы на городские улицы. И последствия могли бы быть еще более плачевными. Хотя к началу игры футболисты обеих команд знали, что в давке и драках погибло немало людей, но не осознавали реального положения дел. Уже позже игроки признавались: лучшим решением было бы отменить матч.
Тем не менее, игра стартовала. Победил «Ювентус» благодаря голу того самого Мишеля Платини с пенальти. Празднование завоевания трофея получилось скомканным: на поле высыпали болельщики и многочисленные журналисты.
Футболисты же «Ливерпуля» поняли, что произошло, только по пути в аэропорт. Их автобус регулярно закидывали камнями, не давая проехать по улице. Полиция вынуждена была сопроводить транспорт прямо на взлетно-посадочную полосу, дабы избежать еще одного кровопролития.
Пятилетний бан и реальные сроки
Вполне справедливо вину за случившееся возложили на фанатов «Ливерпуля», хотя и итальянцы не были совсем уж мальчиками для битья. Однако именно англичане предприняли атаку на итальянцев, приведшую к массовой гибели людей.
Расследование трагедии длилось более полутора лет. Мероприятия проводили как в Бельгии, так и в Великобритании. В конечном итоге ответственность понесли несколько десятков человек. Из них 14 фанатов «Ливерпуля» приговорили к реальному сроку заключения в три года. Под санкции попали также представители брюссельской полиции, занимавшиеся охраной во время матча. Один из британских экспертов, готовивших доклад по следам происшествия, позже заметил, что само состояние стадиона стало причиной множества смертей. Однако его доводы фактически проигнорировали.
Пожалуй, самые серьезные последствия трагедии ждали даже не английских фанатов, а их клубы. Буквально через несколько дней после происшествия УЕФА запретила командам с Туманного Альбиона на неопределенный срок участвовать в розыгрышах европейских турниров, тем не менее, оставив возможность играть товарищеские матчи. Таким образом, практически исключалась возможность попадания английских фанатов на европейские матчи. В последствии бан сделали пятилетним, а для «Ливерпуля» — восьмилетним. Однако потом дополнительные санкции для команды из Мерсисайда сократили на два года. Места, освободившиеся в результате отстранения, распределили между другими европейскими футбольными чемпионатами. В конечном итоге меры привели к тому, что английский футбольный рейтинг обнулился, а после снятия бана в розыгрышах еврокубков могли принимать участие лишь несколько команд, начиная с низших раундов квалификации.
Судьба стадионов
После трагедии английские и европейские клубы стали вводить более строгие правила для безопасности на спортивных аренах. Кроме давки на «Эйзеле», к этому решению подтолкнул во многом схожий случай на британском стадионе «Хилсборо» в 1989-м, когда погибли 96 человек. Так, арены ждала практически полная трансформация. В Англии практически полностью запретили стоячие трибуны, число болельщиков на которых было крайне сложно регулировать. Кроме прочего, решено было убрать металлические ограждения, которые служили барьером между трибунами и полем. Однако самым революционным и спорным стало введение так называемых «паспортов болельщика», согласно которым каждый билет для прохода на матч был именным, и в случае чего полиция могла быстро найти зачинщика беспорядков. К середине нулевых британские правоохранительные органы запретили пожизненно посещать матчи более чем двум тысячам фанатов.
Трагедию на «Эйзеле» воплотили во многих скульптурных композициях и памятных досках. Впервые после трагических событий «Ливерпуль» и «Ювентус» сыграли только в 2005-м в четвертьфинале главного европейского турнира. Футболисты английской команды появились на поле в футболках с надписью «amicizia», что в переводе с итальянского означает «дружба». Впрочем, этот примирительный жест оценили далеко не все итальянские болельщики. Многие отвернулись от поля, предпочтя проигнорировать английские извинения. В ответном матче на своем поле итальянцы и вовсе вывесили баннер: «Легко говорить, трудно простить убийства». Многих болельщиков «Ливерпуля» в тот вечер избили. Но, к счастью, обошлось без серьезных последствий.
К слову, в тот год именно английская команда стала победителем «Лиги чемпионов», в драматическом матче переиграв еще одну итальянскую команду — «Милан». Впрочем, этот матч — повод для отдельного материала.
Автор статьи: Алесь Крупский
Автор фото: из открытых источников