Найти тему
ASF

В 19 веке коммерсанты Петербурга открывали на замерзших речках катки

Оглавление

В декабре 2020 года состоялась премьера художественного фильма "Серебряные коньки".

В тот момент я еще не знала, что Петербург колыбель фигурного катания мирового уровня и в 1838 году  для фигуристов вышел первый учебник— «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М.Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Кадр с фильма "Серебрянные коньки" режиссера Михаила Локшина
Кадр с фильма "Серебрянные коньки" режиссера Михаила Локшина

Фильм "Серебряные коньки" погружает нас в невероятные красоты альтернативного старинного Питера. Творческая группа выжала все из имеющихся производственных ресурсов, создавая для нас кино. Визуальный ряд просто потрясающий, перехватывает дыхание и заставляет стоя аплодировать художникам, костюмерам, декораторам и специалистам по спецэффектам.

кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссера Михаила Локшина - Петербург
кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссера Михаила Локшина - Петербург

Тем, у кого не было времени смотреть, советую очень, исправить это.

Краткое содержание фильма:

1899 год, рождественский Петербург. Яркая праздничная жизнь бурлит на скованных льдом реках и каналах столицы. Накануне нового столетия судьба сводит тех, кому, казалось бы, не суждено было встретиться. Люди из совершенно разных миров, Матвей — сын фонарщика, его единственное богатство — доставшиеся по наследству посеребренные коньки; Алиса — дочь крупного сановника, грезящая о науке. У каждого — своя непростая история, но, однажды столкнувшись, они устремляются к мечте вместе.

кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссер Михаил Локшина - Петербург
кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссер Михаил Локшина - Петербург

Большое преимущество Петербурга - замерзшие реки и каналы, их ощущаешь кожей вместе с героем фильма.

Сегодня никак не используют это преимущество старинного города.

Коммерсанты Петербурга в 19-ом веке, такого простоя допустить никак не могли, они открывали на замерзших речках катки.

Газета "Петербургский листок" от 27 января 1896 года, статья "Начало конькобежного спорта в Санкт-Петербурге" отмечает, что в столице России до 1860 года вообще не существовало городских катков. И только в этот год впервые открылись катки на Неве у Тучкова моста и напротив Морского кадетского корпуса на Васильевском острове (ныне набережная Лейтенанта Шмидта).

И как всегда, спорт - двигатель прогресса.

Эти два катка предназначались для проведения зимних спортивных игр среди военных. Они соревновались, прыгая в длину на коньках через две метлы, которые укладывались на льду на определенном расстоянии друг от друга и служили как бы мерными планками для определения результата - длины прыжка. Прыгали через стул и играли, в модную тогда игру "Клюшки с мячом". В игре участвовали только мужчины и юноши. Особенно оживленно было на катке у Морского кадетского корпуса.В праздничные дни там играл военный оркестр и кроме военной молодежи катались еще гражданские. В эти дни, набережная Невы собирала толпу зевак, для которых это зрелище было бесплатным театральным представлением. Очень скоро, устроители катков поняли, что можно зарабатывать на продаже входных билетов на массовые катания и открыли катки для всех петербуржцев.
кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссер Михаил Локшин - Петербург
кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссер Михаил Локшин - Петербург

Эпоха катания на коньках получила свое начало.

Но настоящая мода на коньки наступила позже.

Английский барон открыл каток со всеми удобствами и трибуной, между берегами Невы напротив 12-й линии Васильевского острова. Чуть позже он переехал к Английской набережной и народ прозвал его "английским катком". Владелец катка издал запрет на игры в мяч с клюшкой и на все спортивные состязания. Каток предоставлялся для массового катания жителей Петербурга, в чопорной английской манере. Проводились на нем и светские балы, отличавшиеся блеском и роскошью.

кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссера Михаила Локшина - Петербург
кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссера Михаила Локшина - Петербург

С этого времени мода катания на коньках с необыкновенной быстротой охватила все слои общества. Петербургский бомонд превратил каток в подиум для нарядов и сцену для тех, кто достиг высот мастерства в скольжении на коньках.

Английский каток стал самым любимым местом для встреч. В Петербург по приглашению барона, приехал знаменитый на весь мир, американец Джексон Хейнз. Он привез невиданные до тех пор коньки, привинчивающиеся к подошвам обуви. Коньки стали быстро вытеснять все другие виды коньков россиян и получили название "американских".

кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссер Михаил Локшин - Петербург
кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссер Михаил Локшин - Петербург

Во время катания публику развлекал оркестр. В это время, зрители на трибунах разглядывали необыкновенные, в своем разнообразии, костюмы катающихся. Панорама скользящих на коньках под музыку молодых пар и отдельных конькобежце, являла собой необыкновенно красивую картину.

Английский каток любили посещать представители царской семьи. Они почти сразу, после открытия английского катка, сделали каток в саду Таврического дворца, просуществовавший до начала ХХ века. Доступ на него определялся только разрешением дворцовой администрации.

кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссер Михаил Локшина - Петербург
кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссер Михаил Локшина - Петербург

Позднее, был создан каток в саду "Неметти". Его дополнительно заливали водой, чтоб получить гладкую ледяную поверхность. Каток был очень популярен и привлекал к себе массу петербуржцев. На нем часто катались целыми семьями. Он получил в народе название "семейный". В настоящее время там институт физкультуры имени П.Ф. Лесгафта.

кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссер Михаил Локшин - Петербург
кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссер Михаил Локшин - Петербург

Вслед за ним, в 1865 году в Юсуповском саду, открыли каток "Петербургский речной яхт-клуб". Который был с трибунами, раздевалками и со всеми удобствами. Он сразу стал тренировочной площадкой для спортсменов фигуристов.

Зимой 1867 года из-за неожиданно резкого потепления, а затем очень сильных морозов все реки и каналы покрылись необычайно гладким льдом и превратились в единый бесконечно большой городской каток, блестящий подобно гигантскому зеркалу. Воспользовавшись этим, петербуржцы стали устраивать большие конькобежные прогулки вокруг Петроградского и Васильевского островов и даже походы на коньках по Финскому заливу до Кронштадта.

1890 год стал ключевым годом в развитии мирового фигурного катания. В Петербурге состоялись соревнования посвященные 25-летию катка в Юсуповском саду. Они прошли с международным размахом и показали потенциал фигурного катания в России. На соревнования пригласили лучших фигуристов со всего мира. В профессиональных кругах соревнования получили статус «неофициального чемпионата мира», что обеспокоило Европу и уже на следующий год она организовала Первый чемпионат Европы по фигурному катанию.

"Петербургский листок" писал по этому поводу:
"Без преувеличения можно сказать, что в ту пору не было, кажется, ни одного замерзшего пруда или лужи, которые не заняты были бы катками".
кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссер Михаил Локшин - Петербург
кадр из фильма "Серебрянные коньки" режиссер Михаил Локшин - Петербург

В первой половине 70-х годов XIX века петербуржцы всех возрастов были буквально заражены модой катания на коньках. Городские катки росли, как снежный ком. Открылся Семеновский каток на Фонтанке, где стали проводиться конькобежные соревнования, а также каток на Мойке у Полицейского моста и другие катки на многих реках и каналах столицы.

Фильм "Серебряные коньки" максимально точно передает дух того времени и Петербурга.

Понравилась статья? Тогда ставьте ЛАЙК!!!