Захват турками Константинополя в 1453 году стал для Европы ударом. Когда -то, вера в Аллаха помогла кочевникам создать Османскую Империю, и Константинополь, переименованный в Стамбул, стал её столицей.
Империя приблизилась к порогу Золотого века и была этим во многом обязана одному человеку, султану Сулейману I. В 1520 году Сулейман Великолепный стал правителем огромной Империи, простиравшейся от Венгрии до Крыма и через восток от Средиземноморья до Египта. Одним из величайших достижений султана было то, что он принес покой и процветание своей Империи. Но, как и его предшественникам, ему не терпелось раздвинуть границы своих владений.
До масштабного конфликта оставалось недолго, в Европе уже восходила звезда серьезного противника. Карл V Габсбург - император Священной Римской Империи владел обширными землями , включая Испанию, Нидерланды, части Италии и Германии. В 1521 году Сулейман нанес первый удар и захватил Белград. Однако , его хищный взор был обращен на более богатую добычу .
Вена - называемая золотым яблоком, город в самом центре владений противника, служил воротами в Центральную Европу. Чтобы ослабить власть Карла, султан стал искать союзников и нашел их в лице Франции. Французы и турки подписали торговый договор, позволивший французам направить в Стамбул посольство и начать торговлю. Французы , в свою очередь, предоставили возможность использовать южную часть своей страны для выхода в Средиземное море, чем турки незамедлительно воспользовались.
В то же самое время по западной и центральной Европе прокатилась реформация . Сулейман успешно использовал этот факт: Османская Империя видела в протестантах своих союзников и активно с ними заигрывала. Когда Англия стала протестантской страной, турки первыми указали, что Испания - враг Англии. За эту поддержку Елизавета I отправляла Сулейману щедрые дары.
Наблюдая раздробленность в стране противника, Сулейман перешёл в наступление , и напал на Венгрию . Войско османов форсировало Дунай. Объединенные силы Габсбургов и венгров выстроились неподалеку от города Мохач. Последующая битва стала для Венгрии национальной трагедией: венгры были разбиты всего за полтора часа боя .
Спустя три года Сулейман вновь собрал войско и двинулся на север. Штурмом взял столицу Венгрии и через два месяца армия османов стояла у ворот самой Вены. Этот смелый маневр застал Габсбургов врасплох. Собравшись на совет , в соборе Святого Стефана, командующие гарнизоном с ужасом наблюдали как осаждающие бомбят их город. На протяжении нескольких недель защитники Вены удерживали атаки турок, но у любого героизма есть свои пределы. Казалось, что поражение неизбежно, когда в последний момент на помощь не пришла погода : проливные дожди и ранний снег вынудили турок отойти от стен города. Австрийцы вознесли хвалу небесам, а вместе с ними вздохнула с облегчением и половина Европы.
Сулейман не оставил свою идею, и в последующие четверть века предпринял ещё одну попытку взять Вену. На этот раз до города он даже не дошёл, его войска застряли в Венгрии из-за сопротивления и плохой погоды. Казалось, Сулейману не сорвать золотое яблоко, но летом 1566 года 71 летний султан, после десятилетнего перерыва, вновь собрал войско и двинул его на Вену. Когда турецкое войско подошло к небольшой крепости Сигетвар, Сулейман был полон решимости устранить эту помеху в самом начале осады, никто не мог предположить , что события примут иной оборот.
Сигетвар, окруженный озером, разделялся на три части, связанных между собой мостами: старый город, новый город и сам замок. Сравнительно быстро турки захватили первые два, заставив выживших спрятаться в цитадели. Когда же турки вплотную подошли к стенам последней крепости и открыли огонь, венграм оставалось только покинуть горящую крепость и отправиться в последний бой.
Как только османы ворвались в цитадель по узкому мосту, Миклош Зрински приказал поджечь запал в пороховом погребе и прогремевший мощный взрыв сразил тысячи нападавших.
Османское войско заплатило огромную цену за победу над Сигетваром, они не только понесли колоссальные потери , но и потеряли султана , который скончался в день штурма в своем шатре , так и не осуществив заветную мечту.
Султан Мехмет IV и его великий визирь Кара Мустафа тоже были одержимы идеей захвата Вены, но руководствовались уже другими мотивами. Ближе к концу XVII столетия турки по -прежнему использовали риторику Священной войны, но теперь правителям в Стамбуле приходилось больше думать об Империи, нежели о распространении ислама .
Империя Габсбургов была по-прежнему сильна, город Вена по-прежнему процветал и это не давало покоя новому султану . У визиря Кара Мустафы был один существенный недостаток : он не был воином , но как любой царедворец мечтал доказать всем , что понимает в военном деле. В 1683 году Мустафа с войском вышел из Эдирне в поход на Вену. Когда слухи о приближающейся турецкой армии достигли Австрии, город охватила паника, в бегство пустился и император Леопольд I. Задача защиты от вторжения пала на плечи фельдмаршала Эрнста Рюдигера фон Штернберга . Не смотря на отстроенные заново и укреплённые стены ,город не был готов к отражению атаки. Штурм начался с мощного обстрела, ядра перелетали стены и рушили верхушки соборов. Молившиеся о спасении думали, что это и есть самый настоящий конец света. Покуда пушки били по стенам, глубоко под городом развернулась иная битва: по приказу визиря турецкие солдаты вырыли траншеи, позволяющие подвести пехоту к основной цели. Канонада и подкопы длились два месяца , туркам удалось захватить один из Бастионов и разрушить другой по соседству. Мустафа ликовал : ещё день - другой и он въедет в город победителем. Но, к австрийцам пришло долгожданное спасение .
Самая известная в Европе конница польских гусар во главе с королём Яном III вступила в бой, и нанесла решительный удар. С другой стороны войска Габсбургов пошли атаку , не встречая сопротивления. Кара Мустафа так увлекся штурмом города , что совершенно не подумал о нападении с другой стороны или тыла. От неожиданной атаки с двух сторон визирь пустился в бегство, за ним, бросая оружие , последовало и турецкое войско.
Неудача Кара Мустафы разгневала султана. Великого визиря казнили традиционным способом при помощи шелкового шнура, а после обезглавили. Согласно одному преданию, его голову выкрали и привезли в Вену, где выставили на потеху королю .