Найти тему
History by Инородец

Карские мусульмане

После русско-турецкой войны 1877–1878 гг. к Российской империи были присоединены новые кавказские территории. В новообразованной Карской области проживали разные народности, в том числе мусульмане тюркского и кавказского происхождения (лазы, карапапахи и др.). Эти территории были в составе России свыше тридцати лет... А потом началась Первая мировая война.

Османская крепость Карс в 1850-е годы.
Османская крепость Карс в 1850-е годы.

За тридцать с лишним лет выросло целое поколение российских поданных, но память об их османском прошлом и другой вере все равно бытовала среди приезжего населения. Это повседневное неприятие в полной мере проявилось в годы Первой мировой войны.

После вступления Османской империи в войну и открытия Кавказского фронта именно на карских мусульман вылился весь гнев и некоторых местных жителей области, и даже ряда военных. Мирное население – российские подданные-мусульмане – ассоциировалось с вражеской армией. Из-за этих столкновений мужчины ушли из своих селений и скрывались в горах, кто-то умер там от голода и холода.

В Карской области проживали также терекемцы или карапапахи - народ тюркского происхождения, поэтому на открытке они обозначены как "татарское племя".
В Карской области проживали также терекемцы или карапапахи - народ тюркского происхождения, поэтому на открытке они обозначены как "татарское племя".

По заявлению депутата Государственной думы Мамед-Юсуфа Джафарова они все равно надеялись вернуться домой и «не ушли в чужую страну, хотя имели эту возможность, но остались в пределах своей родины, несмотря на грозящую им опасность быть перебитыми войсками». Держали их семьи, оставшиеся в селениях. Однако и женщины, и дети не избежали агрессии ряда лиц, пострадали дома и хозяйства мусульман.

22 декабря 1914 года и 12 января 1915 года военный губернатор Карской области Алексей Дмитриевич Подгурский был вынужден подписать специальные указы, чтобы хоть как-то нормализовать это положение.

Карский губернатор  Алексей Подгурский (во втором ряду первый справа) в кругу семьи. Фото: http://www.cabinet-auction.com
Карский губернатор Алексей Подгурский (во втором ряду первый справа) в кругу семьи. Фото: http://www.cabinet-auction.com

Вот что писал губернатор Алексей Подгурский в январе 1915 года:

«Враждебное отношение христианского населения области к мусульманам, несмотря на неоднократные мои воззвания, не только не прекращаются, но, к сожалению, даже усиливаются. Кроме случаев убийств совершенно неповинных мусульман, по поступающим ко мне сведениям, христианское население области, после вторжения турок, позволяет себе иногда, под видом мести, совершать в мусульманских селениях вооруженные грабежи, мародерство и разные насилия».

В январе 1915 года в Москве состоялось частное совещание кавказских мусульман по этому поводу, на котором были прочитаны письма и телеграммы с Кавказа, в том числе телеграмма военного губернатора Карской области, адресованное азербайджанскому предпринимателю и общественному деятелю М. Асаддулаеву. Участники неофициального московского собрания единогласно приняли решение о необходимости организации помощи мусульманскому населению Закавказья.

Лазы в традиционной одежде.  Фото: https://travelask.ru
Лазы в традиционной одежде. Фото: https://travelask.ru

Стараниями бакинской общественности и предпринимательских кругов при Мусульманском дамском благотворительном обществе г. Баку был образован особый комитет по сбору пожертвований. Аналогичные комитеты появились и в уездах Бакинской губернии. Мусульманское благотворительное общество г. Баку командировало в Карскую область нескольких врачей для оказания медицинской помощи пострадавшим.

Активная деятельность кавказских мусульман по сбору помощи своим единоверцам из Карса, не оставила равнодушной и высшие круги татарского общества. Положение карских мусульман в 1915 году начали обсуждать на страницах татарской прессы, поднимался этот вопрос мусульманскими депутатами на заседаниях Государственной думы. Эта проблема дала серьезный импульс благотворительным сборам в разных городах Российской империи.

Хотя мусульманская солидарность проявилась не сразу. Напуганное жандармскими преследованиями татарское население, когда практически любого мусульманина могли обвинить в мифическом панисламизме, «сборе денег в пользу турок», отнеслось к этим фактам весьма осторожно. И даже образованные слои общества не спешили реагировать и предпочитали концентрироваться на общих задачах, вроде сбора пожертвований в пользу раненых, открытия госпиталей, помощи семействам воинских чинов, беженцев и т.д. Лишь отдельными татарскими журналистами велась долгая агитация народа: в своих публикациях они взывали к чувствам милосердия мусульман, доказывали необходимость оказания помощи единоверцам.

Много писал об этом и известный татарский писатель Гаяз Исхаки в московской газете «Иль». Он прямо заявлял о боязни мусульман навлечь на себя внимание органов жандармерии и старался успокоить читателей, что в этом случае их действия не будут интерпретированы как нечто противозаконное, и никто по этому поводу не будет писать доносы на них.

Фото: https://twitter.com
Фото: https://twitter.com

Уже в начале февраля 1915 года в некоторых российских городах появились особые комитеты помощи пострадавшим мусульманам Карской области. На конец февраля – март 1915 года приходится наибольшая активность по сбору благотворительных средств. Здесь надо учитывать и то, что любая общественная инициатива должна была быть разрешенной со стороны губернских властей. Так, с 25 февраля открыла прием пожертвований в пользу пострадавших от войны карских мусульман татарская газета «Тормыш» в Уфе. Собранные средства из отправлялись в Бакинский мусульманский комитет. Аналогичный комитет был открыт в Оренбурге. Крупные пожертвования сделали торговое общество «бр. Хусаиновы», Хусаин Хусаинов, Закир Рамеев, Галим Фаткуллин.

По сообщению газеты «Халык» планировали организовать такой комитет и мусульмане Астрахани. В Москве и Казани в конце февраля несколько раз ставились благотворительные спектакли на татарском языке, сбор с которых также направлялся в Карскую область. В начале марта такие спектакли прошли в Уфе, Челябинске, Ташкенте.

В Троицке (Оренбургская губерния) прошел День карских мусульман. Фото: https://sobraniedep.eps74.ru
В Троицке (Оренбургская губерния) прошел День карских мусульман. Фото: https://sobraniedep.eps74.ru
Пожертвования от частных лиц из разных сел и уездных городов поступали в редакции татарских газет «Вакыт» (Оренбург), «Тормыш» (Уфа), «Халык» (Астрахань), «Иль» (Москва) и т.д. Денежные средства в пользу пострадавших мусульман Карской области собирались не только в городах, но и в селах и деревнях. Практически каждый населенный пункт, где проживали татары, мусульмане откликнулся на призыв о помощи.

В статье от 11 марта того же года Гаяз Исхаки обращался к тем, кто готов усыновить осиротевших маленьких карских мусульман. Он писал о том, что среди мусульман приюты еще не получили особого распространения, дети воспитываются в семье. Для 4–5 миллионов семей кавказских и поволжских мусульман, по его мнению, не составило бы большого труда приютить у себя 5–6 тысяч сирот из Карса.

20 марта в г. Троицке Оренбургской губернии был устроен благотворительный «День карских мусульман». Надо отметить, что в этом уездном городе проживало всегда очень много мусульман, еще в конце XIX века татары составляли 36% от общего числа населения. Для сравнения в Казани в это время татары составляли примерно 22 % от общего числа жителей. В других городах империи их было еще меньше. Таким образом, становится понятно, почему именно в Троицке организовали “День карских мусульман”. Активное участие в сборе принимали муллы семи мечетей города. Молодежь собирала пожертвования на улицах города.

Современный Карс. Фото: https://www.yerbilgisi.com
Современный Карс. Фото: https://www.yerbilgisi.com

Карская проблема показала, насколько организованно может выступить татарско-мусульманская общественность: за малые сроки были открыты подписки через редакции газет, созданы комитеты по сбору пожертвований, поставлены благотворительные спектакли, организован «День карских мусульман».

Вопрос о положении карских мусульман в годы Первой мировой войны можно считать одним из малоизученных. В 1921 году Карская область стала частью Турции, часть мусульманского населения этих территорий осталась там, часть оказалась в СССР. Например, лазы проживают в Грузии и даже хотели организовать свой автономный округ. Однако проект так и не был реализован.

Сегодня малочисленные мусульманские народности бывшей Карской области, проживающие в разных странах, в большинстве своем ассимилированы и не отличаются особым этническим самосознанием. Но страницы сложной, и порой печальной, судьбы народа, навсегда остались в исторических источниках. И конечно, представленная здесь проблема нуждается в более внимательном анализе.