19 апреля УЕФА выступило с заявлением, что в 2024 году Лига Чемпионов будет играть по швейцарской системе. Давайте разбираться, что это за система, и насколько она будет отличаться от нынешней.
Основные нововведения:
- Расширение турнира с 32 команд до 36;
- Отмена группового этапа;
- Увеличение количества матчей;
- Максимальное количество команд от одной топ-лиги – 6 команд;
С сезона 2024/2025 Лига Чемпионов будет начинаться не с группового этапа, а с единой лиги из 36 клубов. Если такое расширение произойдёт - ещё 4 команды смогут побороться с лучшими командами Европы.
Команды проведут 10 матчей против десяти разных клубов: 5 домашних матчей и 5 на выезде. Сейчас команды играют по 6 матчей. Это даст зрителям больше игр топовых клубов на ранней стадии турнира и сохранит интригу до самого последнего матча.
На протяжении всего турнира соперники будут выбираться по рейтингу или по схожим результатам. После первого тура команды поделятся на победителей, проигравших и сыгравших в ничью. И во втором туре победители будут играть с победителями, проигравшие – с проигравшими, а сыгравшие в ничью – с такими же «ничейниками». И есть важное правило: нельзя играть второй раз с одной и той же командой.
Примерно к 10 туру 12 худших команд выбывают, и турнир подходит к уже привычной стадии 1/8 финала Лиги Чемпионов, в которой участвуют 16 команд. Первые 8 клубов проходят в стадию плей-офф напрямую, а клубы, занимающие места с 9 по 24, играют стыковые матчи. 8 победителей проходят в следующую стадию, где уже сыграют с первыми восьмью победителями.
Начиная с 1/8 финала, турнир будет проходить в привычном для нас формате.
Пока не очень понятно, как УЕФА собирается воплотить такую систему в футболе, потому что есть много «но». Например, могут возникнуть проблемы с составлением графика игр во внутренних Лигах, так как до последнего не будет известно, с кем и на каком поле играет команда, когда будут домашние матчи, а когда выездные.
Помимо этого, клубам нельзя играть с командами из одной ассоциации и нельзя два раза играть с одним и тем же соперником.
Так что смотрим за развитием дальше. Есть большая вероятность, что изменения будут внесены ещё не раз.
Раньше по швейцарской системе разыгрывали турниры в шахматах и шашках. Родоначальником такого формата является Юлиус Мюллер из города Бругг (Швейцария). Первый шахматный турнир по такой схеме сыграли 15 июня 1885 года в Цюрихе (Швейцария), отсюда и название.
Сейчас швейцарская система встречается и в киберспорте: CS:GO, Dota 2, Overwatch.