Начнем, помолясь каждый своему идолу. Цикл статей по теме будет небольшим, разика в три-четыре уложимся. Пока оставим за бортом историю. Рассуждать будем о других материях, сегодня — психологических. В таком техзадании трудно правильно сформулировать понятие «атеист». Слишком широкий спектр формулировок получается. Но дерзновенно готов думать: это человек-концепция.
Не больше, ни меньше, ага. Атеист имеет собственный опыт и понимание нравственных и религиозных смыслов личности. Отвергает существование любых богов, чужд слепой религиозной вере. Даже агрессивен временами, когда ему стараются навязать волшебную метафизику. Стойко переносит любую конфессиональную ненависть или сожаление мягкосердечных верующих. Готов стать противоборствующей силой, если фанатики заходят очень далеко в своем невежестве. Хорошо осознает понятие «грех» в любой традиции, держится от него подальше.
Из сверхъестественного верит только в факт воздаяния (на несуществующем том свете) за ложь. Особенно тем, кто с пеной у рта вещает о Спасении. Но не соблюдет установок своей церкви или вероучения. Осознанный атеист живет в скучном мире материалистических взглядов. Где больше тайн и загадок, нежели ответов. Вынужден самостоятельно формировать доказательную базу сразу в нескольких аспектах бытия. Строить сложные системы. Постоянно получать больно по своим воззрениям, как только наука делает шаг вперед.
Атеисту трудно. Любое событие и мотивацию нужно толковать с точки зрения личных побуждений, десятков причинно-следственных связей, физических закономерностей. Атеист завистлив. Когда видит гармонию и покой на лицах истово верующих. Любая проблема там укладывается в парадигмы «божьего промысла», злокозненности или расположения духов, дыхания загробной жизни и прочих нематериальных материй.
Лайтовый атеист…
Раньше было трудно быть даже таким, совсем. Враг рода человеческого с полным обвинительным набором для жарки на костре. Унижение в рамках самых разных религиозных концепций. Сейчас попустило служителей культов повсеместно. Атеист для них теперь — просто неприятный человек. Хоть так, зато объективное суждение. Не преступник, убийца или полная аморальщина с приводными ремнями из ада. Просто заблудший овечий организм. Верующему человеку предписывается его понять и простить. Пожалев сердечно. Это приятно, спасибо на том.
Атеисты есть философского склада ума и религиозного. Первые исповедуют небогатый набор вольной жизненной концепции. Необычайно ценят самодостаточность личную, естественность окружающего мира. Горой стоят за свободу мысли, трепетно относятся к любым научным исследованиям. Оснащены целым арсеналом «неудобных вопросов» к назойливым адептам культов. Самые продвинутые атеисты-философы имеют цитатники из убойных формулировок знаменитых мыслителей (даже религиозных). Где главная мысль: прежде чем полагаться на чужое мнение (особенно метафизическое), сформируй своё… Материалистическое или другое… потустороннее.
Атеист-философ всем доволен. Его взгляды не являются насильственно привитыми с детства, не передаются с генотипом. Он счастлив, что сделал самостоятельный выбор, отказался от огромного пласта стереотипов. Готов всегда попрекнуть служителей культов в мракобесси прошлых веков, с точным и постыдным списком пострадавших (начиная с волхвов и Джордано Бруно). В быту атеист пропагандирует эмпирическое просвещение. Любит почитать про науку, подвергнуть всё критическому анализу. Уверен: именно такие, как он — двинули развитие цивилизации вперед. Бесчисленными научными открытиями.
Атеист-лайт против беззакония и анархии. Противник полной безнаказанности, отсутствие ответственности за собственные поступки. Бережно формируя свои внутренние устои, такой «безбожник» складирует от всех религий «только хорошее». Принципы, нормы поведения, понятия чести и морали. Соглашается со всеми религиозными заповедями. Куда внимательнее соблюдает их, чем сторонники культов. Потому что убежден: свободная личность, выбравшая науку и доказательность, — лучше других способна понять взаимосвязь событий и факторов во всей системе.
Он оценивает собственный вклад в сохранение мира и порядка. Не убивает живых существ. Не потому, что блюдет слепые запреты каких-то древних Книг. А исключительно рационально поступает. Ради сохранения общественного порядка, здоровья и целостности собственной психики. Вот тут он дока. На один взгляд определяет сорта верующих и себе подобных атеистов. Четко делит их на сильных, слабых, негативных и позитивных. Любит поиграть в агностика временами.
Вооруженный главными научными принципами, сомнением и самыми широкими допусками — готов признать существование богов и чертовщины. Если будут предоставлены фотки и прочие неопровержимые доказательства. Не очень любит атеистов «в вере», пеняет им на излишне материалистический взгляд на окружающий мир и острое неприятие институтов культа. Не одобряет жесткую критику в адрес носителей хоругвей. Особенно когда они корявым аршином тщатся мерить пока не исследованные наукой вещи.
Лайтовый атеист судит окружающих людей с позиций «позитива и негатива» — насколько они вписываются в его собственную философскую концепцию. Одобряет усилия на ниве просвещения, развития науки, расширения информации об устройстве Вселенной. Громогласно и емко критикует призывы разрушать церкви, запрещать обряды. Не терпит унижения и оскорбления верующих, даже самых невежественных личностей. Старается понять мотивы и природу плохих и хороших поступков.
Распознать философа-атеиста.
Если напрямую не спросить при первом знакомстве, то придется понаблюдать. Делать выводы в общении, ненавязчиво задавая философские вопросы. Или сразу уйти в сферу религиозных взглядов. Такие атеисты не сразу, но отрекутся от слепой веры, накидав кучу допусков и адекватных обоснований. Предупредят (ненавязчиво и мягко) о недопустимости попыток манипуляции им, обязательно сообщат о нестыковках в Святых Писаниях и прочих Коранах, практиках язычников и современных псевдо-культах.
Такой атеист горько вздохнет и посетует на глупость религий. С обязательной оговоркой, что именно не одобряет поведение некоторых священнослужителей. Но уважает состояние души верующего человека, чистые помыслы в поисках веры. Не будет яростно отрицать сверхъестественное и божественное, не разобравшись. Как всё остальное тоже не будет отрицать сходу: сообщения СМИ, любые новости, сплетни соседей. Способен покритиковать даже научные журналы такой атеист.
Можно дальше лить елей на уши о безобидности и высокой нравственности (или безразличии) мирного философа-атеиста. Мало отличающегося от условно-верующего, в детстве крещенного обычного человека. Вспоминающего о «древних традициях» общества по великим праздникам. С рюмочкой и буженинкой на вилке желательно. Есть и другой сорт атеистов… очень неприятные типы.
Мозгоправы, ага.
Следующий в эволюции вид. Временами очень трудный в общении, отталкивающий нетерпимостью. Такому атеисту мало свободы от давления стереотипов. Ему внешне отвратительно даже безобидное предложение зайти в храм или собор («ну чего ты, зай… там же красиво!»). Тут не найти миролюбивого или безразличного отношения к святым реликвиям и ритуалам. Не дождаться извинений за изощренную злую сатиру над поклонениям косточкам, зубкам, ноготкам, тряпочкам, сандаликам и прочему «святому гардеробу с расчлененкой».
— Рот после зевка крестишь мелко? Ну-ну… А как дотягиваешься до афронта (дамы, пардон!) после непроизвольного газообразования? Или молитва есть специальная?…
Это не самый яркий признак атеиста-мозгоправа. Только заикнитесь при нем о «воздаянии за грехи» или «любвеобильность Господа». Получите в лобешник пару убойных аргументов о полном безразличии божьем к делам мира. Начнется с простого вопроса: «Где, б…, твой Бог был!?». Дальше пойдет перечисление имен и событий. Напомнят про Гитлера, Чикатиллу, извращенцев-педофилов и садистов-убийц, ряд исторических персонажей. Типа крестоносцев Первого издания. Лакомившихся человечинкой (это правда), но получивших индульгенцию, полное прощение грехов.
Эпизодов будет приведено немало. Геноцид Мезоамерики конкистадорами — не самое серьезное обвинение, поверьте. Не заводите разговоров о священном таинстве чего-либо. От брака до посмертных проводов души. Чтобы не краснеть за биографии убийц и клятвопреступников, прекрасно знавших: после принятия схимы на смертном одре — они спасутся. Им так сказали. Такова традиция.
Ради крепости своей веры, если такая есть, — не начинайте разговора о «небывалом тысячелетнем духовном опыте святых отцов, подвижников и всяких старцев». Если атеист-мозгоправ действительно готов к бою: услышите подробные описания религиозно-мистических состояний (для каждого случая персонально). Это будет подробная лекция по клинической психиатрии. Вам объяснят природы возникновения: озарений, пророчеств, откровений, видений, экстатических переживаний, глоссолалий. С популярными историческими примерами, само собой.
Горько посетует мозгоправ-атеист о проблемах современной медицины, ее зачаточном и рахитичном состоянии. На паре примеров продемонстрирует полную некомпетентность науки, перечислит ключевые загадки человеческого мозга и мышления. Пнёт всяких астрофизиков и климатических экологов… мол, не то изучаете, бюджетный миллиарды впустую тратите. Человечество пора давно лечить! От внешних проявлений религиозного опыта — в первую очередь. Чтобы вера в потустороннее не стала повтором психопатологий Средневековья.
Много узнаете от мозгоправа-атеиста исторических фактов. Такие глыбы будут низвергнуты… ух! С назначением диагнозов «религиозного направления мысли». О состояниях человеческого сна многое почерпнете. Как под влиянием частого чтения «откровений», изнуряющих постов и воздержаний — дело доходит до бреда пророчества. Избранности Богом, мессианства, одоления бесами и демонами. Как такое безобразие приводит к попыткам поделиться «сонным религиозным опытом» со всем миром. Через публичные богослужения, юродствование пред ликом сильных мира сего, вербовку последователей-апостолов.
Узнаете, наконец, что такое «видения небесного блаженства», из чего именно складывается бред «о таинственном соединении с Богом», задумаетесь о различных состояниях мистических беспокойств и тревог демономанического помрачения сознания. Начнете гуглить понятия: «смутность воспоминаний», «эмоциональное» или «истерическое помешательство».
Если атеист-мозгоправ милосерден (или с похмелья неразговорчив)… вас и близких пощадят. Не услышите горьких, доказательных обоснований. О неуравновешенности, скудоумии, подверженности чужому мнению, мечтательности, вере в таинственное исчезновении проблем посредством бормотания чудесных заклинаний. Вам могут не напомнить о природе возникновения сильного «личного религиозного опыта». С примерами клинически простых картин. Когда началу любого психического заболевания предшествуют обязательно: экзальтация, чувство просветления, сладострастного возбуждение. Ожидание чуда…
Если атеист-мозгоправ бодр, весел, похмелен и готов потратить время — лекции станут интереснее. С демонстрацией обязательных в его библиотеке «Житий …» и томика по нейрофизиологии. На простых принципах функционирования зрительных и слуховых центров коры головного мозга человека поймете: как именно формируются зрительные галлюцинации. Что означают в них «отверстое небо», «лики Христа», «святые в компании Божьей матери».
Удивитесь крепко. Из чего именно, какими процессами, событиями и личностными переживаниями запускаются слуховые галлюцинации. От шепота о «возложении высокой миссии» — до прямых приказов «иди и спаси!». Изумитесь природой «ложных узнаваний». Особо тяжело будет вникнуть в гендерное содержание религиозного бреда. Когда (не выпуская из рук «Жития…») будет проанализирован весь спектр психопаталогий. Познаете «божественное призвание» мужчин (сплошь пророки, мессии, архангелы) и женщин (исключительно Христовы невесты да Богоматери).
Если атеист-мозгоправ не чужд личной эмпатии, обязательно предупредит: что такое «борьба с бесовским наваждением». С нанесением себе (и окружающим) тяжелых телесных… О проблеме насилия таких типов в семье, на руководящих должностях. Ужаснетесь идентичности симптомов истерии (истероэпилепсии) с бесоодержимостью, демономанией, кликушеством. Картина будет страшнее Дантова Страшного Суда, поверьте. Про «стадный инстинкт» будет рассказано вскользь, чтобы самолюбие в полное ничтожество не извести ваше.
Ниспровергатель основ.
Поверьте, атеист-мозгоправ уже ступил на лестницу дальнейшей эволюции. Но чтобы получить следующий левел прокачки персонажа — он уже мужик (или дама) в возрасте. Потому что только седины времени укажут: для развития нужно слишком много знать, потратить уйму времени, десятилетия. Одолеть огромные пласты религиоведения, мировой истории, социальной психологии с древнейших времен. Переработать эти террабайты информации через мясорубки самых разных философских учений (марксизм к изучению обязателен, ага).
Такой атеист ровен, но ухватки мозгоправа не изжиты, осторожнее. Он посмеется на убогими аргументами атеиста-философа о «Темных Веках», мракобесии инквизиции, сдерживании Церковью научно-технического чего-то там. Подробно расскажет, какие именно технологии античного и средневекового миров оказались невостребованными по экономическим причинам. И не прижились. Ортодоксы-запретители не при делах окажутся.
Канализации, мощеные улицы, водопроводы с центральным отоплением? Тю… Клерикалы тут ни при чем, у себя в монастырях они такое имели. Но города не могли себе позволить такое роскошество по целому ряду очень объективных причин. Подробно узнаете об «эволюции железа» в затрушенной (якобы) инквизиторами еуропе, других эволюционировавших технологиях (в первую очередь в строительном, военном и морском деле). Немало интересного атеисту-философу придется услышать о Чуме, гигиене Средних Веков. Избавиться от стереотипов.
Когда и почему европцы перестали ходить в бани (с мылом и благовониями, а это химическая отрасль на минуточку). Как появилась медицински обоснованная «доктрина грязного тела». Подвергнут будет критическому анализу Ренессанс, Эпоха Возрождения, гуманизм… Окажется: появилось это благолепие не «вопреки невежеству Церкви», а при деятельном ее участии и содействии. Не без издержек в лице Д. Бруно.
Главное откровение от ниспровергателя-атеиста будет касаться совсем других вещей. Это будет тяжелый умственный труд, готовьтесь. Когда столетие за столетием, с именами с событиями… будут названы редакторы Священных Книг. Как из примитивного вероучения для абсолютно невежественного и безграмотного еврея, араба, римского раба и дикаря-германца ковалось политическое оружие.
Непрерывно затачивалось, переплавлялось и украшалось. Как переписывались каноны под нужды текущего времени. Маскировались тоннами сопутствующей макулатуры отклонения от первоначального Слова. Изобретались новые формы контроля и управления людьми, сословиями, целыми государствами. Как это привело к словоблудию и философиям сегодняшних дней. Когда нельзя человека бросить в подвал или казнить за отказы исполнять какие-то ритуалы.
Ниспровергатель-атеист красным маркером пометит ложь и схоластику, запутывание и пафос, разъяснит разграничительные линии, разрывающие по-живому страны и народы. Расскажет, как государственные машины Церквей и конфессий делали и продолжают делать монстрами не согласных с их болтовней. Как эти технологии веками появлялись, совершенствовались, эволюционировали, приобретая гибкость и высочайшие признаки приспособляемости к внешним и внутренним вызовам.
Из чего и как формировались стереотипы. Появлялись индустрии «святых» людей и реликвий. Для чего древние и безвредные демоны, ангелы, шайтаны и прочая чертовщина обросли мирской плотью, получили свое материальное право на существование.
Придется почитать немало священных Книг, чтобы научиться правильно, исторически-бесстрастно их толковать. Понять язык ненависти, а не какой-то там Высокой Любви. Немного физики, археологии, научного анализа, реконструкций… вот уже горящий Куст Моисея — частое природное явление. А «снисхождения огня» — изощренный фокус. Нефилимы? Просто высокие ростом племена, военные соперники евреев, Люцифер — жестокий вавилонский царь, геенна огненная — долина для сожжения тел преступников и обиталище идолопоклонников подле Иерусалима.
Много интересного расскажет атеист 80-го левела. Будет объективен. Защитит церковников, оправдает легковерную паству. Докажет: тысячелетнее мракобесие было необходимо цивилизации. Это часть эволюционного развития. Без яростных фанатиков, коварных прохиндеев в рясах и сутанах, их подтасовок и лжи, костров и железа в глотку непонятливым… осваивали бы заново пещеры люди-человеки. Огромные пласты письменного и литературного наследия нескольких цивилизаций бережно сохранили нам. Есть фундамент, на котором стоим крепко.
Но… миссия религий выполнена. Спасибо за участие в общечеловеческой судьбе. Приходит время атеистов-философов и агностиков. Товарищи верующие, заканчивайте говорить о том, что у атеистов нет сдерживающих факторов. Морали и человеколюбия. Устраните простой стереотип: в ваших умах живет невежественное понимание, что от «высшей силы» ничего не скрыть, каждое действие учтено. Всё можно скрыть, сами это делаете ежедневно. Атеист уже допёр своим умишком — именно от себя ничего не скроешь. Без всякого Страшного Суда и чертей-поварят.
Прекрасно атеист осведомлен: есть стыд и позор, раскаяние и воздаяние, сожаление и анти-социальное поведение. Но без внешних механизмов принуждения к исправлению. Всё построено на рефлексии, анализе связей возможного поступка и последствий. Именно так живут поведенческие реакции. Которые высокохудожественно называются нравственными или безнравственными. Без разницы: материалистичность взглядов вы исповедуете или следуете перевранным сотни раз Словам распятого римлянами раввина.
Выводы:
А верует ли в Бога атеист 80-го левела? Да, конечно. Именно в Бога. Поскольку сотворение Вселенной наукой не объяснено, именно на стороне потустороннего Творца сейчас наибольший профит и доказательная база. Какой Он… да пёс его знает. Но правила научного анализа суровы: пока не победила одна из гипотез, базируйся на более изученной и полной.
Так что — Бог есть… До тех пор, пока не доказано обратного. Только вот инструкции по собственной эксплуатации он не оставлял. И если сперва было Слово… то судя по происходящему на протяжении всей истории — это Слово было непечатным, ага.
Продолжение следует...