Найти тему

Обратная сторона театра:

Оглавление

Театр в театре

Рабочий кабинет Алексея Ивановича ‒ сам по себе музей, ведь в многочисленных шкафах хранится репертуар всех 206 театральных сезонов (ещё со времен того самого графа Каменского, создавшего первый публичный театр в Орле). Лишь стена отделяет его от музейного театра.

-2

Как в Италии Ватикан – государство в государстве, так и в драматическом театре есть ещё один театр ‒ исторический, на сцене которого ставятся произведения писателей-земляков и даже воссоздаются постановки XIX века.

В зале могут расположиться 39 человек, но 40-е место обязательно оставляют для незримого и строгого наблюдателя - графа Каменского. Не отходя от сцены, можно, как и тогда, оказаться в гримёрной знаменитой крепостной актрисы Кузьминой, которую граф приобрёл в Казани за огромные деньги вместе с целой труппой. Но её талант, говорят, того стоил.

-3

В исторической части театра сейчас размещаются сразу несколько выставок: картины художника Геннадия Пивня и посвященная 130-летию со дня рождения Михаила Булгакова.

И такое соседство неудивительно: орловский академический театр с 1975 года несет миссию общественно-культурного центра, пространства, где может собраться большое количество людей. Здание театра уникально даже по современным меркам: зрительный зал, рассчитанный на 800 мест, превосходит некоторые столичные.

Как и в любом храме здесь есть свой «иконостас» - актёрская галерея. Не каждый знает, что портреты артистов в ней располагаются в определённом порядке: сверху ‒ Заслуженные и Народные артисты, руководство театра, во втором ряду ‒ ведущие мастера сцены, замыкают начинающие.

Комната перевоплощений

-4

Среди многочисленных зеркал, париков, кистей и коробок с гримом работает и иногда меняет внешность артистов до неузнаваемости Оксана Царькова. Мастерица на все руки, слегка скромничая, рассказала, что ей порой достаточно 15 минут, так как все артисты могут наносить грим самостоятельно.

Ожидание выхода на сцену проходит, на удивление, в тесноте, даже у Заслуженных артистов нет собственной гримёрки. 5 человек в одной комнате, но расписание составлено так, чтобы никто ни с кем не пересекался. Словно в школе, особый театральный «завуч» вывешивает на огромный стенд расписание «уроков», а художественный руководитель следит за надлежащим исполнением. В гримёрной комнате, помимо личных вещей, обязательно стоит большая вешалка с уже приготовленными костюмами для очередного спектакля.

Реквизит и костюмы

-5

Каждому предмету присвоен свой номер, даже пустые конверты или исписанные листы могут пригодиться для другого спектакля. Валентина Логвинова, как хозяйка Медной горы, знает, где лежит голова, корзина яблок, посуда и другие необходимые предметы. Только представьте, если надо, она готова и кашу сварить, и ребёнка «родить» ‒ как для готовящегося к премьере спектакля . Но, конечно же, это бутафорский ребёнок, который будет мирно посапывать на сцене в колясочке. Однако бывали случаи, когда в спектаклях играли и настоящие дети, впоследствии надолго оставшиеся в коллективе.

Дальше держим пусть в костюмерный цех. Сенсация! Оказывается, женские костюмы гораздо менее затратны, чем мужские. Вот бы так и в жизни, правда? Огромная комната, увешанная сверху донизу костюмами, оккупированная обувными россыпями, дышит теплом воспоминаний и жаром температур. Современный гардероб вперемежку с историческими нарядами, невероятными головными уборами и даже крыльями.

-6

Сцена

Для артиста встреча со зрителем начинается с задника и арьерсцены, где хранятся декорации спектаклей из предыдущего репертуара. Более мелкие конструкции сотрудники театра кладут к себе в «карман», да непростой, а мебельный.

100 квадратных метров занимает сама сцена. Её уникальность в её же возможностях, ведь далеко не в каждом театре земля под ногами артистов в прямом смысле может вращаться с одной скоростью. Потихонечку отвоёвывает территорию свет, заселяясь в зрительские ложи вместе с осветителями. Невидимый глазу за пультом управления восседает серый кардинал ‒ помощник режиссера, у которого всегда рация наготове. Ещё один поразительный факт: во время спектакля все актёры не стоят за кулисами, сгрудившись группками. Незадействованный герой ждёт своего выхода в гримерке, слушая сигналы рации.

Оказывается, актрисы и актёры должны быть самыми пунктуальными людьми, в театре появляться за 45 минут до начала спектакля - пятиминутное опоздание считается критичным. Неслучайна и такая любовь к зеркалам, которые просто повсюду: добираясь до зрителя, актёры обязаны посмотреться во все четыре зеркала, дабы удостовериться, что с их внешним видом всё в порядке. А вот своё место на сцене, идеально выверенное, артисты находят по меловым меткам, и словно в Вие, не должны удаляться за пределы этого «круга».

Бог из машины

Это не видел никто, а мы увидели! Сердце сцены, прямо под ней ‒ машинный зал, запускающий круговое движение: мотор, рельсы и большие катки. Именно благодаря этим сложным механизмам на сцене происходят чудеса: сменяют друг друга декорации, вращается круг, появляются, как из-под земли или наоборот исчезают персонажи. Это место, куда пускают только самых надежных людей. Мы гордимся, что корреспондентам «Пятницы» удалось заглянуть так глубоко в тайны внутренней жизни театра.