Найти тему
Глазами космополита

Порт Хайфы: крестоносцы, пираты, беженцы и репатрианты

Когда мои друзья в России спрашивают, как далеко от моря находится моя квартира в Хайфе, я обычно отвечаю, что примерно в 20-и минутах пешком, если по прямой. И это всегда вызывает нескрываемую зависть. Однако затем я признаюсь, что мой ответ не вполне правдив. Если бы была возможность пройти по прямой от моего дома до кромки воды, то так бы примерно минут 20 и вышло. Беда в том, что берег который я вижу из окна, наглухо закрыт, поскольку там раскинулась территория хайфского порта.

-2

Если вы знакомы с Хайфой или хотя бы видели ее на карте, то знаете, что город расположен на мысе, с трех сторон окруженном водой. При этом жители чуть ли не половины прибрежных районов не имеют доступа к берегу. И лишь начиная с района Бат-Галим (самобытное место, я про него писал вот здесь) и дальше на юг море снова встречается с городом безо всяких преград. Но на севере и востоке городского побережья безраздельно царит порт. Он поистине огромен, крупнейший порт в Израиле. А на днях он станет еще больше.

Гораздо больше.

-3

Вероятно, именно удобной для причаливания гавани город обязан своим существованием. Первые поселенцы, еще во 2-м веке до нашей эры решившие построить свои дома у кромки Средиземного моря близ горы Кармель, справедливо рассудили, что здесь удачное место и для торговли, и для рыбного промысла, и для обороны. Хотя в те времена дело все же ограничилось скромными причалами. О порте еще не было и речи.

Однако потенциал был. В античные времена здесь причаливали греческие и египетские корабли. Позже тут высаживались на берег и римляне. Но долгое время земли, занимаемые сегодня Хайфой, считались захолустьем по сравнению с древним и процветающим городом Акко, расположенным на противоположной стороне залива.

-4

Много позже, во времена крестовых походов здесь обосновались рыцари, назвавшие свой орден в честь горы Кармель. Рыцари-кармелиты построили тут свой монастырь, ставший форпостом крестоносцев в южной части хайфского залива. Надо заметить, что форпостом дело и ограничилось, поскольку крестоносцы, как и римляне, предпочли соседний Акко (или Акра, как его называли европейцы) с мощной крепостью и отличным портом.

Сам Ричард Львиное Сердце сделал Акко своеобразной столицей всего христова воинства, прибывавшего в Святую землю для освобождения Иерусалима от власти мусульман. До сих пор сохранилась часть внушительного рыцарского замка и остатки некогда обширного порта, существование которого лишало смысла строительство чего-то подобного в районе современной Хайфы.

-5

Вскоре однако крестоносцев отсюда выбили воины ислама и всякому развитию на этом участке побережья пришел конец.

Во всяком случае Хайфа превратилась в крошечный поселок, а ее гавань использовалась разве что пиратами, контрабандистами и прочими проходимцами.

-6

И подобное положение вещей продлилось до конца 19-го века, когда основатель политического сионизма Теодор Герцль впервые обосновал необходимость строительства большого порта именно в Хайфе.

Дело в том, что популярный когда-то порт древнего Акко давно утратил свою значимость. Морское дно в его акватории так густо заросло водорослями, что крупные корабли с солидной осадкой, которых становилось все больше, уже не могли там причаливать. А гавань Хайфы между тем великолепно подходила для того, чтобы сделать на нее ставку в реализации наполеоновских планов Герцля.

-7

Герцль же планировал убедить евреев всего мира съезжаться в Палестину и бороться за создание тут собственного государства. И Хайфа с ее портом должна стать главными морскими воротами будущего Израиля. Собственно, так оно и получилось.

-8

В конце 60-х годов 19 века немецкие темплеры, о которых я уже подробно рассказывал вот здесь, основали на этом побережье свою колонию, положив начало той Хайфе, которую мы знаем сегодня. Среди темплеров был инженер и архитектор Готлиб Шумахер. Он-то и предложил проект современного крупного порта. Строительство началось в 1920-м, потребовало немало времени и денег, но вот наконец 31 октября 1933 года порт был официально открыт.

При этом вся его территория была искусственной сушей. Грунт с морского дна выкапывали и вывозили на берег, решая таким образом две задачи: во-первых, увеличивая глубину гавани, а во-вторых, наращивая ширину берега. В результате удалось отвоевать у моря около 30 гектаров суши, на которых и расположился новенький порт.

-9

Был в увеличении ширины берега и еще один резон. Дома местных арабов стояли слишком близко к воде. И чтобы сохранить жилые кварталы, решили примерно на 200 метров отодвинуть море.

-10

Именно здесь, в хайфском порту, сначала нелегально, а с момента провозглашения еврейского государства вполне законно высаживалось большинство еврейских репатриантов со всего мира.

-11

На самом деле все северное средиземноморское побережье использовалось для высадки нелегалов, бежавших от Холокоста и прочих ужасов Второй мировой.

Я уже однажды рассказывал (почитайте вот здесь, если интересно), как еврейские подпольщики отвлекали британских военных в городке Наария, чтобы незаконно приплывшие беженцы могли высадиться на берег и разъехаться по безопасным местам.

А так же я рассказывал о том, как британские власти всеми силами старались помешать евреям расселяться на землях Палестины (подробнее вот здесь). Формально они не запрещали репатриацию, но вводили такие жесткие квоты для прибывающих, что основная их масса автоматически становились нелегалами.

-12

Но люди, которых в Европе ожидало неминуемое уничтожение, понимали, что им нечего терять, и поэтому соглашались на предложения активистов сионистского движения плыть на любых судах, способных держаться на воде - на грузовых баржах и танкерах, рыболовецких лодках и кораблях для перевозки скота.

Часто подобные плавания заканчивались арестом и депортацией евреев в концлагеря, созданные британцами на Кипре.

Между прочим, один небольшой лагерь находился в Хайфе, прямо в порту. Здесь задержанные беженцы ожидали, когда их переместят либо в более крупные лагеря, либо увезут на остров Маврикий, где британцы надеялись расселить неугодных им евреев.

Место, где содержали репатриантов, прозвали причалом слёз.

-13

Но, к счастью, всему плохому рано или поздно приходит конец. Завершилась мировая война, закончилось действие британского мандата в Палестине. В 1948 году на карте мира появился Израиль, единственная страна, в которой евреи могли больше не чувствовать себя изгоями.

Но уже за пару лет до этого исторического события поток репатриантов превратился в лавину, которую невозможно было сдержать никакими запретами.

-14

И хайфский порт безостановочно принимал будущих граждан новой страны не только из Европы, но и из Турции, из Ирака, из северной Африки и из прочих мест.

Выход в город назывался Воротами Палмера, в честь английского инженера, руководившего строительством порта. Это место существует и сегодня. Но, подобно Покровским Воротам в Москве, теперь это лишь название, реальных ворот тут больше нет. Сейчас это приятный богемный квартал с массой кафешек и многочисленными причудливыми граффити.

А выход из порта находится чуть западнее, возле главной железнодорожной станции города.

-15

Тем, кто читал мою недавнюю статью про арабские районы Хайфы (вот ссылка, если вы еще не видели), я уже рассказывал про поток людей, которые тоже спешили попасть в порт, чтобы отправиться в прямо противоположном направлении.

Тысячи и тысячи арабских беженцев, уверенных, что их жизни грозит опасность в Израиле, бросали свои дома, собирали то, что могли унести, и штурмовали британские корабли в надежде поскорее убраться в Ливан или Сирию, а там уж как повезет.

-16

Арабы спасались так же, как еще недавно евреи, бегущие от власти Гитлера. Однако их паника не имела подобных оснований, поскольку никакой Холокост арабам в новом государстве не грозил. Тем, кто не оказывал вооруженного сопротивления, Израиль не был врагом.

Впрочем многие израильтяне намеренно распускали пугающие слухи о возможных будущих расправах над арабами. Это делалось намеренно, чтобы максимально сократить в пределах Израиля количество потенциальных внутренних врагов. Разумеется, никакие расправы ни в коем случае не планировались. Но слухи свое дело сделали. С моральной точки зрения такие действия были сомнительными, но во время Войны за независимость страны любая мелочь могла либо спасти молодое государство, либо уничтожить.

Арабы слишком долго воспринимали сионистов как оккупантов и хорошего от них не ждали. Именно поэтому в Хайфе сегодня так много заброшенных домов, владельцы которых уже никогда сюда не вернутся.

-17

Но закончилось и это. Те, кто не мог примириться с новой властью, уплыли. Тех, кто старался эту новую власть уничтожить, самих постигла такая участь. Местный порт переключился на нормальные мирные дела - торговлю, грузоперевозки, туризм.

Случались, впрочем, и необычные гости. Именно в нашем порту принимали судно египетского лидера Анвара Садата вскоре после подписания Кемп-Девидского соглашения с израильским премьером Менахемом Бегином.

-18

Сейчас порт в Хайфе - крупнейшее предприятие. Работать тут престижно, а для новых репатриантов практически нереально, если только ваша профессия не связана непосредственно с портом. Когда я искал работу и интересовался здешними вакансиями, мне сразу сказали, что надежды никакой.

Зарплаты там существенно выше средних по стране, поэтому каждый за свое рабочее место держится крепко. И устроиться можно только по рекомендации тех, кто уже работает. Просто так с улицы не прорваться. Об этом обычно говорят "у них там своя мафия". Не могу сказать достоверно, так это или нет, но убеждение такое у жителей города имеется.

-19

А теперь вот уже несколько лет строится дополнительная часть порта, которая захватит приличную территорию к северу по берегу залива. Добавятся еще несколько моллов, некоторые из которых будут гораздо лучше приспособлены для приема огромных круизных лайнеров, чем те причалы, которые существуют сегодня.

Новая территория, получившая название Порт Залива, должна открыться буквально через несколько дней после публикации этой статьи, а именно 1 сентября 2021 года. И тогда у нас под боком появится уже просто мега-порт. Интересно, будет ли там так же сложно получить работу, как сегодня? Впрочем, для меня это уже не так актуально.

Вообще, лично мне, хоть я и горжусь нашей городской достопримечательностью, не так важно, каково техническое оснащение порта, его пропускная способность, объемы грузоперевозок и прочие специфические детали. В конце концов я с этим предприятием всего лишь живу по соседству, никак не контактируя. Мне гораздо ближе та роль, которую сыграл хайфский порт в становлении страны и спасении тысяч людей, приплывших сюда с мечтой о безопасной и счастливой жизни.

-20

*Комментарии приветствуются, но каждый комментатор сам выбирает стиль общения: на вежливые высказывания реагирую с уважением, на хамство, агрессию и упрямое желание оспорить каждое слово отвечаю адекватно. Если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите.

**Автор не обязан сообщать кому бы то ни было по первому требованию, где он берет информацию. Если ссылка на источник не указана в тексте, каждый желающий может поискать сведения сам. Гугл вам в помощь.