Когда мы говорим о поселенцах, съезжавшихся в Палестину в 19-м веке, мы обычно имеем в виду евреев. Но вот о немецких визитерах, создававших здесь свои общины, называемые почему-то "колониями", знают только те, кто интересуется.
Что же побудило немцев покинуть благополучную Германию и поселиться на выжженной солнцем каменистой земле, где их никто не ждал? И как жилось германцам в окружении арабов и тем более евреев?
Но давайте по порядку.
Речь о необычной христианской общине темплеров, возникшей в середине 19 века в Германии. Темплеры не имеют никакого отношения к тамплиерам, хотя оба эти названия происходят из одного корня (темпл) и относятся к одному общему понятию (иерусалимский Храм).
Изначально темплеры были частью лютеранской церкви, но постепенно их взгляды и учение стали настолько противоречить канонам традиционной религии, что руководителя общины Кристофа Хофмана и его единомышленников отлучили от церкви, сделав темплеров чем-то вроде секты еретиков.
Кристоф Хофман полагал, что второго пришествия мессии следует ждать там же, где случилось первое. То есть в Святой земле, находящейся в те времена под властью Османской империи. Ни о каком Израиле тогда еще не было и речи, даже движение сионистов еще не возникло. Однако, евреи из Российской империи и Европы, которым тяжело жилось при тамошних порядках, уже съезжались на историческую родину.
Темплеры видели в этом глубоко символический смысл. Народ, который, согласно писанию, избран самим богом, постепенно стекается на землю обетованную, где явно однажды произойдет долгожданное явление мессиии, ожидаемого христианами, или мошиаха, что спасет евреев. Вполне возможно, что это один и тот же спаситель. И не помешало бы в такой важнейший момент находиться поблизости к месту событий.
Однако имелась одна загвоздка. Христианство с тех самых пор, как начало принимать в свои ряды язычников, а не только иудеев, как настаивал Иисус, проповедовало непримиримую вражду с иудаизмом. Но как же можно враждовать с народом, который бог в Ветхом завете назвал избранным? Разве тут нет противоречия? - задавался вопросом Хофман. И сам отвечал, что да, противоречие есть и следует его исправить.
Поэтому темплерам надлежит основать в Палестине свои поселения, жить там праведно бок о бок с евреями, возделывать землю, стараясь показать Создателю, что не только иудеи способны проявлять лояльность изначальному божественному замыслу, но и некоторые христиане могут при надлежащем усердии заслужить звание "народа бога".
Название общины темплеров, отсылающее нас к Храму Соломона, на самом деле говорило вовсе не о том, что немецкие поселенцы станут по-настоящему отстраивать великий Храм. Да и кто бы им позволил? Речь шла о метафорическом Храме, как символе объединения всех истинно верующих в том уникальном месте, где, как принято считать, сосредоточена максимальная божественная энергия.
И действительно несколько десятилетий темплеры служили образцом для любого поселенческого движения. Они задолго до первых кибуцев первыми начали осушать болота и превращать свои поселки в зеленые оазисы. Они впервые применили удобрения и современные ирригационные системы, именно они начали разводить здесь коров, строили больницы, почтовые отделения и первые скромные отели. Некоторые сионистские руководители с уважением отмечали, что у темплеров есть чему поучиться.
Одним из первых мест для создания поселения немцы выбрали Хайфу. То, что они построили, сегодня служит одной из главных достопримечательностей и считается историческим центром города. Вдоль бульвара Бен Гурион располагаются аккуратные домики с двускатными крышами и нарядными зелеными ставнями. Это и есть Мошава Германит, или Немецкая колония.
Позже другие группы темплеров построили прелестную Сарону, ставшую позже частью Тель-Авива, Немецкую колонию на юге Иерусалима и еще несколько более скромных поселений. С точки зрения архитектуры немцы очень украсили окружающий их мир. Арабские города - что тогда, что сейчас - особой красотой не блещут. Порой встречаются внушительные мечети и крепости, но жилые дома больше напоминают стихийно нагроможденные термитники. Темплеры первые начали строить свои поселения по заранее разработанному градостроительному плану.
Турки, владевшие этими землями, могли бы внести в строительство городов какой-то порядок, но они не считали Палестину заслуживающей внимания колонией и вкладывались тут разве что в строительство Хиджазской железной дороги, которая должна была соединить Мекку с Дамаском, включая всего одно боковое ответвление к Хайфе и Акко.
А вот темплеры уделяли эстетике немало внимания.
Сегодня, если вы хотите увидеть восточную экзотику, то можете прогуляться по древнему Яффо (возле которого, впрочем, тоже есть небольшая немецкая колония), но если вам хочется посмотреть на уголок Европы, не покидая при этом Тель-Авива, сходите в Сарону.
Конечно, все исторические здания тут отреставрированы, но это совершенно не мешает вам ощутить очень своеобразную местную атмосферу, разительно отличающуюся от того, что вы видели в соседнем Яффо.
Когда в 1898 году Палестину посетил германский кайзер Вильгельм Второй, на него произвело впечатление, как основательно его подданные ведут здесь свою деятельность. В результате Вильгельм решил, что Германия будет финансировать местные немецкие общины. А это в свою очередь позволило задуматься о по-настоящему масштабных проектах. Например, знаменитый архитектор из числа темплеров Готлиб Шумахер поучаствовал и в разработке Хиджазской железной дороги, и построил винный завод для барона Ротшильда в Ришон Ле-Ционе, и создал план романтичного городка Зихрон-Яков (побывайте там обязательно, если еще не были), и даже предложил проект строительства мощного хайфского порта.
Казалось бы, у немцев на Ближнем Востоке были отличные перспективы. Что же пошло не так? Ответ довольно банальный. Зачем стараться заслужить звание "народа бога", если можно присвоить его себе самостоятельно?
В 30-е годы, когда в Германии национал-социалисты начали внушать всем немцам идею их национальной исключительности, многим это показалось достаточно привлекательным, чтобы последовать за новым лидером, который любил повторять "Бог с нами!". Ну, а раз он с нами, то, выходит, мы и есть "народ бога", разве нет?
Часть палестинских темплеров, жадно следящих за событиями в Европе, приняла идеи Гитлера как совершенно новую жизненную стратегию. Увлеченные непривычной риторикой и атрибутикой, они расхаживали по Хайфе со свастиками на рукаве, приветствовали друг друга, вскидывая руку, и украшали свои дома портретами Гитлера.
Когда прогуливаешься сегодня по мирному и уютному бульвару Бен Гурион, невозможно поверить, что именно здесь в 30-е годы прошлого века местные темплеры устраивали нацистские шествия. С 1934 года палестинские немцы демонстративно отказываются принимать на работу евреев и сдавать им в аренду свои дома.
Как такое вообще могло произойти в Хайфе? Я уж не говорю про Иерусалим, Немецкая колония которого почти сплошь была увешана флагами со свастикой. Если бы не сохранившиеся фото, в это невозможно было бы поверить.
Как бы то ни было, с началом Второй мировой этому коричневому разгулу пришел конец. Местные евреи и так были в бешенстве от демонстрации нацистской символики, которая напоминала о чудовищных гонениях на германских евреев, но сделать ничего не могли, потому что Палестина в тот момент управлялась британскими властями.
Англичане некоторое время терпели радикальное увлечение местных темплеров, но в 1939-м, после вступления Британии в войну, решили разогнать это змеиное гнездо и сослали всех немцев (которые еще не успели сбежать обратно в Германию, чтобы присоединиться к рейху) в специально созданные лагеря. О том, что британцы умели создавать лагеря не хуже своих немецких противников, я уже однажды писал (почитайте вот здесь, это малоизвестная история).
На том бы темплерской истории в Палестине и закончиться, но нет, продолжение было еще более драматичным.
Некоторые немцы, в том числе отслужившие в германской армии и непосредственно участвовавшие в уничтожении европейских и советских евреев, после войны решили вернуться в свои палестинские поселения. Никаких моральных противоречий они в этом не видели. Вот ведь тут осталась недвижимость, вот у нас на нее все документы. Извольте нас впустить обратно.
Один из бойцов "Хаганы", подпольного еврейского ополчения в Палестине, Рафи Эйтан вспоминал: «И вот появились ранее изгнанные немцы, члены нацистской партии, служившие в вермахте и СС, которые захотели вернуться в Палестину в свои дома и к своему имуществу, тогда как все имущество евреев в Европе было уничтожено».
Руководителем темплерской общины в те годы был Готтхилф Вагнер, богатый промышленник, активно сотрудничавший с гитлеровским режимом, неоднократно посещавший лагеря смерти, и, по его же собственному признанию в одном из интервью, с веселым интересом наблюдавший, как уничтожают еврейских узников.
"Хагана" решила казнить Вагнера, дом которого находился в тель-авивской Сароне. Рафи Эйтан и несколько его друзей захватили самонадеянного нациста и застрелили его на улице Левински, возле дома 123, что в двух шагах от печально известного сегодня городского автовокзала, в самом, пожалуй, гнусном районе города.
На следующий день радиостанция "Хаганы" сообщила: «Известный нацист Готтхилф Вагнер, руководитель немецкого землячества в Палестине, был вчера казнен участниками еврейского подполья. Пусть все знают, что ни один нацист не ступит ногой на землю Израиля».
Это и еще пара резонансных убийств видных темплеров, уличенных в сотрудничестве с Гитлером, похоже, возымели действие. Немы поспешили покинуть свои прежние поселения навсегда.
Впрочем, когда британцы передали власть на подмандатной территории новому еврейскому государству, Израиль пересмотрел результаты этого изгнания. В конце концов не все немцы, жившие до войны в Палестине, симпатизировали нацистам и тем более воевали в гитлеровской армии.
В 1952 году Израиль выплатил компенсацию всем гражданам Германии, кто вынужден был оставить здесь свои дома.
Что же до недобитых нацистов, им пришлось создавать свои немецкие колонии в Южной Америке, где власти не были так щепетильны к их прошлому. Однако и за океаном покой был недолгим. Израильский Моссад вычислял и уничтожал их одного за другим. Между прочим, нацистский преступник Адольф Эйхман, которого израильтяне захватили в Аргентине в 1960 году, был выходцем из семьи темплеров.
Сегодня в Немецкой колонии в Хайфе ничто не напоминает о тех бурных событиях, что происходили здесь несколько десятилетий назад. Теперь это модное, респектабельное место, где можно выпить сносный кофе в спасительной прохладе или неплохо поужинать на уютной террасе одного из множества ресторанов.
Город довольно бережно относится к своим историческим памятникам. Даже современные здания по соседству со старыми немецкими особняками возводят таким образом, чтобы их архитектурные элементы не противоречили друг другу. Только взгляните, как старая двускатная крыша и арочные окна здания времен колонии перекликаются с крышей и окнами Сити-Центра.
*Комментарии приветствуются, но каждый комментатор сам выбирает стиль общения: на вежливые высказывания реагирую с уважением, на хамство, агрессию и упрямое желание оспорить каждое слово отвечаю адекватно. Если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите.
**Автор не обязан сообщать кому бы то ни было по первому требованию, где он берет информацию. Если ссылка на источник не указана в тексте, каждый желающий может поискать сведения сам. Гугл вам в помощь.