Продолжаю рассказывать о своем путешествии в столицу Бурятии - город Улан-Удэ.
С моими прошлыми статьями можно познакомиться здесь:
Первый раз посетил Улан-Удэ. Рассказываю 5 фактов, которые меня удивили
Бурятский Арбат и необычные памятники. Моя поездка в Улан-Удэ
Перед поездкой я был уверен, что основной религией республики является буддизм. Сразу скажу, что мнение свое я, в общем-то, поменял. Но выводы сделаю в конце статьи.
Поскольку моя работа связана с колоколами и колокольным звоном, и сам я - человек верующий, для начала проведу небольшую экскурсию по православным храмам. Лично я нашёл три таких храма.
Перед вами Свято-Одигитриевский собор, построенный в 18 веке в стиле «сибирское барокко».
Листаем, смотрим...
Храм был построен на средства купечества, которое здесь процветало, в честь иконы Божией Матери Одигитрия - покровительницы честных торговцев и путешественников. Ведь город стоял на торговых путях в Китай.
Это первое каменное здание в городе. Строительство продолжалось 44 года! В конце 19 века здесь были сильные землетрясения, в результате - фундамент треснул. Еще одно трагическое событие связано с советским периодом, когда храм был закрыт. Его восстановление началось ближе к концу 20 века.
Примерно такая же история и у другого храма - Троицкого. Поскольку именно здесь на колокольне я работал, могу показать и фотографии на город, как говорится, со своей колокольни. Не забываем листать))
Кстати, этот храм в советские годы держался до последнего. Его закрыли только в 1940 году. Реставрационные работы начались в 90-е годы.
Изначально Троицкая церковь имела всего 5 колоколов, сегодня их 9.
Прогуливаясь по городу, встретил еще один храм - Вознесения Господня.
В городе, конечно, есть не только православные храмы, но и дацаны и ступы. Прихожане мирно уживаются.
И, конечно, побыть в городе и не познакомиться с буддистской культурой было бы неправильно.
Перед вами Дацан Ринпоче Багша - буддийский храм на вершине Лысой горы, построенный, чтобы был виден из каждой точки города.
Необычное для православного человека место, но интересное. Я не эксперт в буддизме, поэтому просто покажу фотографии и поделюсь информацией от небольшого экскурса местного жителя.
Прежде чем зайти в храм, нужно совершить священный обход вокруг по часовой стрелке. Называется это «гороо». В первую очередь - вращая хурдэ, цилиндры с буквами. Внутри хурдэ - листочки с молитвами на тибетском языке. Посмотреть хурдэ можно в моем видео - Духовная очистка хурдэ
Во время обхода можно загадать желание - обязательно сбудется))
Листаем, смотрим...
Обратите внимание на своего рода конусные пирамиды. Это ступы - культовые сооружения, в которых может быть замурована какая-нибудь святыня. Также они возводятся в честь событий буддийской истории. Здесь 8 ступ, символизирующих путь Будды.
Если пролистали фото, то увидели необычные фигурки. Это буддистские духи, которые охраняют вход в храм.
А ниже - Большой колокол Четырёх Печатей, отлитый в 2009 году на Урале. Его вес около 700 килограмм и он крупнейший буддийский колокол в России. На втором фото - его можно поближе рассмотреть. Поэтому листайте)
А это хадаки - ритуальные шарфы. Используются как оберег и вешаются в местах силы. Каждый цвет что-то означает. Черный защищает от злых духов, синий дарует здоровье.
Поскольку храм находится на возвышенности, отсюда открываются панорамы с видами города.
Немного видна река Селенга. Слева - Цаган-Дабан или белый перевал, справа - Хамар-Дабан или Ореховые горы.
Место красивое, но не привычное лично для меня. Хорошо иметь с собой экскурсовода, которые может растолковать все правила посещения.
А вообще ситуация с религиями здесь достаточно интересная. Бурятия - это не только буддизм. Это уникальное смешение самых разных конфессий. Например, в республике еще сильны позиции старообрядчества. О православии и буддизме я сегодня рассказал. Кроме того, многие приезжают сюда ради помощи шаманов. Есть в городе и мечеть, и синагога, и католический храм. Причем их строительство было организовано после 2000-х. То есть это современные постройки.
Жители здесь могут и свечку в храме поставить, и наставления у лам попросить, и на ритуал к шаманам попасть. Причем все приходы живут в мире и согласии. Мне рассказывали как в 90-х буддисты помогали православным крест устанавливать, а потом все вместе поехали на торжество по случаю установки ступ.
Думаю, толерантности нам надо учиться у Бурятии.