Найти в Дзене
Новый драматический театр

Почему стоит посмотреть спектакль "Чтение для впавших в уныние"?

Оглавление

Взаимоотношения театра и веры — проблема сложная и мучительная, и однозначного решения её найти, наверное, невозможно. Если раньше эти сферы были жёстко разграничены, и актёров, как известно, даже хоронили за церковной оградой, то сейчас обе стороны осторожно пытаются идти на компромиссы. Процесс этот в нашей стране идёт очень медленно, с оговорками и оглядкой, на уровне организации так называемых "православных театров" (при всём уважении, художественный их уровень пока оставляет желать лучшего); либо появления отдельных произведений, в той или иной степени затрагивающих вопросы веры и религии (пьеса А. Яблонской "Язычники", спектакль и фильм К. Серебренникова "(м) Ученик", некоторые опыты Ивана Вырыпаева, смелые интерпретации христианских мотивов в конкурсной драматургии фестиваля "Любимовка" и так далее).

Однако всё это, повторим, разовые мероприятия: #театр опасается ступить на территорию, где всегда есть риск оскорбить чувства верующих. Справедливости ради надо отметить, что существует и другая крайность: намеренный эпатаж радикальных режиссёров, которые любят "троллить" церковь, но эти акции тоже нельзя назвать конструктивным диалогом... В итоге, если зритель пожелает увидеть серьёзный #спектакль о вере и религии, без навязчивой пропаганды, но и без насмешек и глумления — выбор у него невелик... Тем ценнее каждый шаг театральной сцены в этом направлении.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

На спектакль "Чтение для впавших в уныние" Нового драматического театра могут прийти и атеисты, и глубоко верующие люди — никто не уйдёт обиженным. Первых не будут агитировать, вторых — стараться уязвить или высмеять. Режиссёр-постановщик, художественный руководитель МНДТ Вячеслав Васильевич Долгачёв предлагает тихую беседу, а не оживлённый диспут и тем более не спор на клерикальную "повестку дня"...

Не моё дело говорить о Боге. Мне следует говорить не о Боге, а о том, что вокруг нас, что должен изображать художник, но так, чтобы каждому самому захотелось бы поговорить о Боге... (Н. В. Гоголь)

Более того, формат спектакля (чтение) максимально тактичен по отношению к тем, кто видит в лицедействе опасность для души. Наши #актеры не "играют" в привычном смысле слова, на них нет масок, специальных сценических костюмов, яркого грима... Вас ждёт интересный разговор, где есть и печальные моменты, и юмор — всё в меру, естественно и с человеческой, приветливой интонацией. Рассуждать о православии языком искусства действительно непросто, и от публики требуется определённый настрой (в первую очередь — доверие), и если вы отбросите предубеждения и попробуете отдаться эмоциям — то получите удовольствие, как от общения с глубоким, умным и понимающим собеседником. Скука, занудство и назидательный тон в МНДТ исключены, это подтвердят отзывы зрителей на странице спектакля.

Алексей Спирин
Алексей Спирин

Рассказывает актёр Алексей СПИРИН:

Спектакль «Чтение для впавших в уныние» поставлен по «Современному патерику» Майи Кучерской, который в свое время наделал много шума в религиозной среде, имел большой резонанс в РПЦ: одни представители церкви призывали сжечь этот патерик, другие говорили, что там всё правда, и не надо бояться этой правды, а воцерковленные прихожане и священники — самые обычные люди со своими достоинствами и пороками.

Когда Вячеслав Васильевич позвал меня в спектакль, я начал читать книгу и подумал: "Действительно... тема опасная и, наверное, не стоило автору столь откровенно иронизировать над священниками, и вообще религиозной темой!" Но потом, дочитав произведение до конца и приступив к работе, я в процессе репетиций вдруг понял, что подобные темы не только можно, но и нужно затрагивать. Такие книги и спектакли нужны: они помогают бороться со стереотипами. Ведь Кучерская не только смеётся над какими-то недостатками священнослужителей и «шероховатостями» их жизни. В тексте много очень трогательных историй, порой просто пронзительных. В нашем спектакле мы, конечно же, читаем не весь патерик, но стараемся сохранить разнообразие историй, заложенное в первоисточнике.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Вообще наш спектакль построен по принципу: собрались актеры за столом и просто читают книгу. Длинный деревянный стол, стулья, никакого реквизита, музыки, одна световая картинка на протяжении всего спектакля и зрители, внимание которых надо завоевать и удержать. Это и трудно, и одновременно увлекательно. Конструкция спектакля интересна еще и тем, что актеры не ограничены в выборе рассказов, за исключением блока «Главное» и финала, где определенные истории закреплены в определенном порядке. В остальное время можно менять рассказы и каждый спектакль читать что-то новое из книги...

Ждём вас на сцене "Мастерская" Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, д. 2), заказ билетов +7 (499) 182-03-47☎
КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН 💥