Светлана Царегородцева (специально для Большой Ялтинской Энциклопедии)
Литературное общество имени А. П. Чехова в Ялте было основано 4 ноября 1917 года. В 1918 году общество насчитывало уже более 150 членов, заседания проходили в Ялтинской женской гимназии, иногда на даче доктора Васильева. Членами общества были Мария Павловна и Михаил Павлович Чеховы, ялтинские друзья и знакомые Чехова: И. Н. Альтшуллер, С. П. Бонье, Н. А. Зевакин, Л. Н. Шаповалов, а также художники, учителя гимназий, врачи, студенты. Активное участие принимали российские литераторы, занесённые ветром революции в Ялту: Г. Гребенщиков, В. Ладыженский, В. Д. и В. В. Набоковы, Любовь Столица, С. Кречетов, С. Клычков. Возглавлял Общество писатель-народник, общественный деятель, врач Сергей Яковлевич Елпатьевский. Летом 1920 года новым председателем был избран литературовед, профессор Таврического университета Николай Каллиникович Гудзий, товарищами председателя – А. Ефременков и Г. Гребенщиков.
Несомненно, что Ялтинское литературное общество имени А. П. Чехова продолжило многие традиции московского литературного кружка «Среда», созданного писателем Н. Д. Телешовым в 1899 году и просуществовавшего до 1916 года. Многие писатели, посещавшие «Среду», стали членами Ялтинского литературного общества: С. Я. Елпатьевский, С. А. Найденов, Е. Н. Чириков и др.
Писатель Георгий Гребенщиков приехал в Крым летом 1918 года, а покинул летом 1920 года и больше никогда не бывал в России. Ялте суждено было стать его последним пристанищем на Родине. К этому времени он был довольно известным сибирским писателем, произведения которого публиковались не только на родине, но и в Петербурге. В Ялте он стал активно сотрудничать с творческой интеллигенцией, вступил в Чеховское литературное общество. В архиве Гребенщикова, большая часть которого хранится в Барнауле, сохранился его членский билет Ялтинского Профессионального Союза писателей, ученых и журналистов за № 10. Билет был выдан в 1919 году, подписан председателем С. Я. Елпатьевским и секретарем В. Э. Лейтнекером. В Барнаульском архиве бережно хранится подборка вырезок из крымских газет и крымский дневник писателя, проделавшие путь из Ялты в Константинополь, Францию, США, а потом обратно в Россию. В дневнике много записей о Ялтинском литературном обществе, где он читал свои новые произведения и, прежде всего, рукопись романа «Чураевы» - первого сибирского романа, ставшего заметным явлением русской региональной литературы первой половины XX века.
Роман Гребенщиков писал на фронте во время Первой мировой войны. В действующую армию он вступил добровольцем в феврале 1916 года. 23 июля 1916 года он писал Горькому: «Чураевых я писал во время войны на самом фронте. Я командовал Сибирским передовым санитарным транспортом при 59 пехотной дивизии». Горький прочитал роман в рукописи, положительно оценил его, однако не дал одобрения для его публикации в «Летописи». Когда появилась возможность опубликовать роман в Париже и прочитать в нескольких университетах лекции о Сибири, Гребенщиков покинул Россию «вне беженской волны» летом 1920 года с твердым намерением вернуться, поэтому дом в Ялте он не продал, а сдал в аренду.
В 1917 году писатель неоднократно бывал в Киеве, где в газете «Киевская мысль» у него вышло 13 военных корреспонденций. Весной 1918 года в Киеве Гребенщиков познакомился с Буниным и прочитал ему рукопись первого тома романа «Чураевы».
После Киева он направился в Одессу, где снова встретился с Буниным на даче у писателя А. М. Федорова. Здесь он оказался в кругу многих известных писателей и ученых России. В Одессе Бунин был главным редактором газеты «Южное Слово», в которой публиковались И. С. Шмелев, С. Н. Сергеев-Ценский, А. М. Федоров, Н. П. Кондаков и другие.
Когда Гребенщиков принял решение уехать в Крым , Бунин отговаривал его, но супруги Гребенщиковы все-таки решились поселиться Крыму. Вера Николаевна Бунина отметила их отъезд из Одессы короткой дневниковой записью: «19 июля 1918 г. уехали Гребенщиковы в Крым, как-то сразу сорвались и исчезли» .
Сразу по приезде Гребенщиков в письме спешил сообщить подробности своего путешествия, а также поделился ялтинскими впечатлениями. Первыми, кого встретили они в Ялте, были немецкие солдаты, проверявшие паспорта. Тем не менее, в Ялте Гребенщикову понравилось: «Ялта мне понравилась, главным образом за свои горы, за чистоту и опрятность, за декоративность и главным образом за то, что мы здесь еще не слышали грубостей. Пока все обращаются очень вежливо и даже заботливо, даже извозчики, носильщики, лавочники, чистильщики сапог ˂...˃ крымляне в сто раз лучше украинцев, уж не говоря о «Совнаркомии».
Гребенщиковы остановились в Гранд-отеле, заплатив носильщику 18 рублей за 6 пудов (около 96 кг) багажа. Они заняли семейный номер из двух комнат с передней и балконом с видом на море за 15 рублей.
А через несколько дней Гребенщиков с женой сняли по соседству с писателем С. Я. Елпатьевским две комнатки за 75 рублей в месяц. И здесь же в пансионе имели «прекрасные обеды из 3-х блюд по 6 руб. с персоны».
Это жилье Гребенщиковы считали временным, им хотелось найти «местечко поглуше и получше». И такой дом они нашли в Ливадийской рабочей слободке, на Суворовской улице.
Это «приобретение» можно было назвать домом с большим трудом, скорее это был сарай, построенный из керченского кирпича. Гребенщикову пришлось потратить много сил и вложить много средств, чтобы его перестроить. Перестроив, через некоторое время поменял его на домик рядом с бОльшим земельным участком и со свойственным ему энтузиазмом принялся разводить сад. В эмиграции уже после Великой Отечественной войны в очерке «В Ливадийском дворце Ялты» он писал: «Я собирался долго там сидеть, писать и наслаждаться завоеванными свободами».
Большой краеведческий интерес представляет крымский дневник Гребенщикова, многие страницы которого посвящены встречам и беседам с Сергеем Яковлевичем Елпатьевским. 30 августа 1920 года Гребенщиков устроил публичное чествование Елпатьевского по случаю 40-летия его писательской деятельности и выступил с докладом «Духовный облик С. Я. Елпатьевского».
Описывая один из вечеров Ялтинского литературного общества им. А. П. Чехова, Гребенщиков вспоминает одного «поэта» по фамилии Недзельский с лицом киношного трагического «любовника», который читал «всё о море и горах, о страсти и о себе». Другой «по фамилии Еленев – довольно даровит и слишком манерен и в писании, и в чтении». Гребенщиков оказался прав в своих ироничных оценках, оба молодых писателя не стали известными литераторами. Николай Еленев, сын ялтинского градоначальника, известен по воспоминаниям о Марине Цветаевой. Примечательно, что он женился на Екатерине Альтшуллер, дочери известного в Ялте врача, который был также участником Ялтинского литературного общества имени А. П. Чехова.
В дневнике много описаний жизненных реалий того времени. 29 марта 1920 года Гребенщиков писал о дороговизне, отмечая что «давно не видел на своем столе масла, яиц, мяса. Есть хлеб, рыба вроде хамсы и редко свиное сало» . Часто записывал о пожарах, убийствах, массовых забастовках в Симферополе и Севастополе. И подробно о том, как пешком (!) ходил в Симферополь. В Алуште виделся со Шмелевым, который сетовал на Сергеева-Ценского: «Мне больному товарищу в молоке отказал» . Гребенщиков сказал Шмелеву, что сам он от безденежья стал извозчиком, купил лошадь и повозку. Шмелев возражал, что писателю нельзя становиться извозчиком, у него тогда и психология будет извозчицкая.
Новогодние празднования наступающего 1920 года Гребенщиков в крымском дневнике называл пиром во время чумы. Со слов соседки Анна Александровны Гавриловой, он описал, как бездетная барыня устроила елку для своей собачки Мушки. С Анной Александровной Гребенщиков часто беседовал и с удовольствие записывал в дневнике ее рассказы о дореволюционной жизни.
В дневнике много записей о Романовых, на основе которых Гребенщиков написал в разные годы несколько очерков. Наиболее ранний - очерк «В царских покоях» о посещении Ливадийского дворца в 1920 году. Убийство царской семьи он переживал как величайшую трагедию России и одновременно как личную утрату.
На протяжении всей своей жизни писатель Георгий Гребенщиков вел дневники, делал путевые записки, писал обстоятельные письма, а затем использовал как материал для публицистических и художественных произведений. Однако крымским дневникам, которые он писал в Ялте с 1918 по1920 год, он придавал особое значение и называл их мемуарами, понимая, что его крымские записи фиксируют поворотные события в истории России, которые представляют несомненный интерес и в наши дни.