(Mк. 7:31—8:21)
Исцеление бесноватого из Гадаринской страны, о котором шла речь в Mк. 5, произошло в Десятиградии, на языческой территории, известной, главным образом, своими десятью городами. В Mк. 7:31—8:21 Иисус возвращается туда, чтобы учить и проповедовать. В Библии сказано, что во время Своего служения наш Господь приходил сюда лишь дважды.
I. ГЛУХОНЕМОЙ (7:31-35)
В 7:31-35 Марк пишет:
«Вышед из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому чрез пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведши его в сторону от народа, возложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: “еффафа”, то есть "отверзись". И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто».
Положение этого человека было достойным жалости. Он был глухим и говорить мог самую малость. В Библии сказано, что он был “глухим и косноязычным”. Марк пишет, что для исцеления Иисус отвел его в сторону от народа. Должно быть, Иисус отвел его в сторону и исцелял вдали от посторонних взглядов из деликатности. Он вложил Свои пальцы в его уши, затем плюнул на Свои пальцы и прикоснулся к его языку. Обратив лицо к небу и глубоко вздохнув, Иисус произнес арамейское слово “еффафа", что означает "откройся”. И тут же человек обрел слух и речь.
Это было удивительно. В наше время человеку с возвращенным слухом обычно требуется определенное время, прежде чем он начнет говорить, поскольку его еще нужно научить, как говорить. Этот же человек был исцелен мгновенно; он тут же обрел способность и слышать и говорить.
Христос немедленно постарался предотвратить извращение этого великого чуда. В следующих двух стихах Иисус велит никому ни о чем не рассказывать.
«И повелел им не сказывать никому. Но, сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает: и глухих делает слышащими и немых говорящими» (ст. 36, 37).
Иисус обратился к народу и велел молчать о произошедшем. В греческом варианте глагол употреблен в настоящем времени, действительном залоге, что означает, что Иисус неоднократно говорил им не распространять эту новость. Но в Библии сказано, что “сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали”.
Иисус просил молчать потому, что хотел избежать повышенного внимания к Своему служению. На протяжении всей Своей земной жизни Иисус всячески старался избежать славы чудотворца. Его миссия и служение не укладывались в рамки простого чудотворения. Он не хотел, чтобы люди приходили к Нему только ради того, чтобы увидеть великие чудеса.
II. ГОЛОДНАЯ ТОЛПА (8:1-10)
Марк плавно переносит свое повествование из 7-й главы в следующую, не делая между ними никого естественного разрыва. В Mк. 8:1-10 он пишет:
«В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находится при Мне, и нечего им есть; если не евшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека. Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. Тогда велел народу возлечь на землю; и взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. И ели и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их. И тотчас вошед в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские».
Между этим событием в Mк. 8 и чудесным насыщением пяти тысяч в Mк. 6 есть много общего. Но сейчас важно отметить отличия. Двумя главами ранее рассказывалось о том, что Иисус накормил пять тысяч человек; здесь же Он накормил четыре тысячи. Насыщение пяти тысяч произошло в иудейской земле. В этом же случае четко сказано, что насыщение четырех тысяч произошло на языческой территории, в пределах Десятиградия. При насыщении пяти тысяч было пять хлебов; а здесь, когда собралось четыре тысячи, хлебов было семь. В первом случае было две рыбы; здесь же Марк пишет, что было просто несколько небольших рыбок. При насыщении пяти тысяч, после того как все наелись, осталось двенадцать полных коробов еды; здесь же остатков собрали семь корзин. Интересно, что в этих двух случаях употреблены различные греческие слова (что, кстати, отражено и в переводе). В первом случае, описанном в Mк. 6, словом “короб” переведено греческое слово кофинос. Это была традиционная иудейская корзина для продуктов питания. У основания она была шире, чем вверху, и по форме напоминала сосуд для воды. В Mк. 8 словом “корзина" переведено греческое слово сфирис. Это уже другой тип плетеной корзины с крышкой. Именно это слово было употреблено при описании случая в Дамаске, когда Павла опускали по стене в корзине (Деян. 9). Это была типичная языческая корзина, которая по форме и назначению отличалась от иудейской. Поэтому нет никаких серьезных оснований сомневаться в том, что это два совершенно разных случая с двумя совершенно разными аудиториями: одной иудейской, а другой языческой, и произошли они в двух совершенно разных местах.
У этих двух чудес есть и общие черты. В обоих случаях пищей были хлеб и рыба. В обоих случаях Иисус чудесным образом умножил количество пищи.
Возникает вопрос: почему Он повторил это чудо? Возможно, часть ответа состоит в том, что, с одной стороны, творя для язычников то, что Он ранее сделал для иудеев, Иисус хотел преподать им те же уроки, которые усвоили иудеи, а с другой, Он хотел, чтобы Его собственные ученики поняли, что Его миссия и учение рассчитаны как на иудеев, так и на язычников.
Марк, однако, дает нам ясно понять, что это чудо насыщения четырех тысяч было осуществлено, в основном, по причине сочувствия Иисуса к людям. Люди были с Ним без пищи целых три дня. Понятно, что все это время они были с Ним в надежде увидеть чудо. Три дня они провели в ожидании чего-то такого, что бы удивило их. Как Иисус и предполагал, когда люди из этой местности разошлись и рассказали о Его исцелении глухонемого, эта новость быстро распространилась по всем городам, и тысячи людей шли вереницами по дорогам, чтобы увидеть Его. Этой-то крайности и хотел избежать Иисус.
Хотя Марк и не говорит этого, но, вероятно, все эти три дня Господь учил людей. Я думаю, Он проповедовал этим людям некоторые из тех учений, которые ранее проповедовал иудеям. Но они не удовлетворились Его учением. Они тянули время, надеясь увидеть чудо.
Через три дня собравшиеся поняли, что пора расходиться по домам. Иисус не хотел отпускать их домой по одной причине: у них не было еды. Он боялся, что они ослабеют по дороге. Он уже не хотел больше никаких чудес, чтобы люди не извратили суть Его служения и миссии. Но Он все же сотворил чудо, так как Его сострадательное сердце не могло оставаться безучастным к этим голодным людям, которым предстояло возвращаться домой на пустой желудок.
Это произошло в Десятиградии, на другой стороне Галилейского моря, где Иисус ранее исцелил бесноватого, о чем рассказывается в Mк. 5. В тот раз люди попросили Его уйти. Они очень расстроились, когда погибли их свиньи, что также указывает на то, что это была языческая территория. Иудеи не разводят свиней. В то время, как люди просили Иисуса уйти от них, исцеленный одержимый умолял Иисуса разрешить ему пойти вместе с Ним и стать Его последователем. Иисус сказал: “Нет. Оставайся здесь, среди своих, и расскажи им, что случилось в твоей жизни. А Я ухожу. Я уважаю их просьбу. Но Я хочу, чтобы ты остался и рассказал им о том, что произошло с тобой”. А почему бы не предположить, что часть этой огромной окружавшей Иисуса толпы, состоявшей из нескольких тысяч людей, оказалась там благодаря миссионерской деятельности того исцеленного бесноватого?
III. ТРЕБОВАНИЕ ФАРИСЕЕВ (8:11-13)
В следующем стихе нашего текста тон меняется: опять появляются фарисеи, традиционные враги Иисуса, чтобы затеять спор. В Mк. 8:11-13 читаем:
«Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. И оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону».
Фарисеи были осуждавшими всех и вся, критически настроенными религиозными ханжами первого столетия. Каждый раз, появляясь на страницах Нового Завета, они либо собирают компромат на Иисуса, либо разрабатывают план по Его уничтожению.
Чего они хотят на этот раз? Они хотят увидеть чудесное знамение свыше. Они не удовлетворены чудесами исцеления, которые до этого часто совершал Иисус из любви к людям. Чудеса Иисуса были искренним ответом на человеческую нужду. Однако при этом не было ни раскатов грома, ни вспышек молнии через весь небосвод, ни огня с небес, ни надписи у всех над головами. Были просто чудеса любви, направленные на удовлетворение человеческой нужды.
Для фарисеев этого было недостаточно. Они хотели осязаемого, физического знамения свыше, которое указало бы на то, что Иисус действительно является Мессией. Общей тенденцией того века, в котором жил Иисус, был поиск Бога в аномальном. Считалось, что приход Мессии будет сопровождаться громом, молнией, землетрясениями и тому подобными пугающими событиями. Когда появлялись лжемессии, а это было неоднократно в первом веке, они соблазняли народ следовать за ними, обещая им всевозможные удивительные знамения. Фарисеи пришли с требованием показать им что-нибудь из ряда вон выходящее - что-то, что ярко озарит весь горизонт, попирая законы природы и удивляя людей.
Но Иисус наотрез отказался. И не потому, что не мог исполнить все то, о чем они просили. Он мог это сделать. Он отказался потому, что не хотел выполнять их просьбу. По крайней мере, Он не хотел давать им то знамение, которого они домогались, не хотел давать его так, как они того желали, и ради той цели, которая была у них на уме. Никакие доказательства не могут убедить человека, который уже решил для себя не верить. Иисус знал, что фарисеи в то время были абсолютно не готовы уверовать. Все знамения в мире тут оказались бы тщетными. Господь отказался дать какое-либо знамение этим людям, потому что знал их сердечные помыслы.
Матфей в Мф. 12 приводит более полное описание ответа Иисуса фарисеям. В стихах 39, 40 он говорит, что Иисус в Своем ответе фарисеям сказал:
«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи».
Иными словами, Иисус сказал фарисеям: “Вы не увидите никакого другого знамения, кроме знамения воскресения. Я пробуду в земле три дня и три ночи, а после воскресну. Это и будет вам знамением”. И все же из вдохновенного Писания мы знаем, что даже когда Иисус поднялся из мертвых, фарисеи отказались принять это знамение и не уверовали, потому что их сердца были настроены против. Когда сердце человека настроено против истины, то не имеет значения, сколько доказательств будет выдвинуто для его убеждения, - он все равно не поверит. Иисус сказал: “Знамение не дастся ему". Он покинул их земли, оставив их в слепом и упрямом неверии.
IV. ОБРАЗ ИСПОРЧЕННОСТИ (8:14-21)
Следующий сюжет в Mк. 8 начинается так:
«При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас» (ст. 14-16).
Это довольно странный отрывок. Реакция учеников на слова Иисуса кажется бессмысленной. Но они обретают смысл, если внимательно вчитаться в тот контекст, который вызвал эти слова. Этот сюжет проливает истинный свет на тогдашнее состояние ума учеников. Слова Иисуса становятся более понятными, если мы сопоставим их с тем, что только что произошло. Пересекая небольшое Галилейское море в лодке вместе со Своими учениками, Иисус все еще был занят мыслями о недавних событиях. Он продолжал думать о визите фарисеев. По-видимому, Он также думал о том, как воспринимает царь Ирод Его Самого и Его миссию. Потому-то Он и обратился к Своим ученикам, находившимся в одной с Ним лодке, со словами: “Будьте осторожны, друзья. Берегитесь закваски фарисеев и Ирода".
Закваска, или дрожжи, для иудеев были символом зла. Закваска ассоциировалась с процессом брожения, а брожение - с испорченностью. Иисус по сути сказал Своим ученикам: “Берегитесь испорченности понятий и образа жизни фарисеев и Ирода. Опасайтесь их злого влияния. Не сворачивайте на тот путь, которым пошли они”.
Но какая связь здесь между фарисеями и царем Иродом? Фарисеи только что потребовали знамения, ибо для иудея Мессия неразрывно связан со знамениями и чудесами свыше и националистическим триумфом Израиля. Ирод же пытался найти счастье в обретении власти, богатства, влияния и престижа. В некотором смысле, и фарисеи, и Ирод представляли себе Божье царство как земное царство власти, давления, могущества и силы. Их взгляд был основан на земной власти, физическом величии и победах, которые можно было завоевать только силой.
Этим деликатным намеком Своим ученикам Иисус пытался заранее подготовить их к чему-то, что должно было вскоре произойти. Это было почти так, как если бы Он сказал: “Послушайте, друзья. Скоро до вас дойдет, что Я Мессия. Когда наступит это время, не сделайте роковой ошибки, которую допустили фарисеи, Ирод и другие иудеи, приняв меня за земного, политического руководителя. Их понятия испорчены. Они подобны закваске. Они несут зло. Будьте осторожны. Не станьте жертвой подобного мышления, иначе вы не поймете, каким Мессией Я в действительности являюсь".
Но этот намек Иисуса Его ученики пропустили мимо ушей. Они не могли думать ни о чем, кроме как о том, что у них только одна булка хлеба и что им придется подтянуть животы, когда они будут пересекать море, если только не произойдет чудо. А ведь всего лишь несколько часов назад эти же самые ученики были свидетелями того, как Иисус накормил четыре тысячи мужчин, плюс женщин и детей, всего лишь семью хлебами. Они были настолько поглощены мыслью об отсутствии хлеба, что не обратили ни малейшего внимания на мысль об испорченности понятий фарисеев и Ирода. Они ответили: “Ты, должно быть, говоришь так потому, что у нас нет хлеба". Закваска и хлеб в какой-то степени связаны между собой, но чтобы свести эти две вещи воедино, нужна некая воистину далеко идущая связь. Но это была единственная связь, которую смогли сделать ученики. Они настолько были заняты мыслями о материальном, что совершенно не поняли того, чему их пытался научить Иисус.
Иисус поставил перед Своими учениками восемь вопросов об их восприятии. Он спрашивал их не в гневе, а как тот, кто пытается подвести несообразительного ребенка к очевидной истине. В стихах с 17 по 21 сказано:
«Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменело у вас сердце? Имея очи, не видите? Имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете?»
Мы буквально осязаем страстную силу в голосе нашего Господа, когда Он спрашивает их: “Как же не разумеете?”
Его вопрос адресован не только Его ученикам, но и нам. И сегодня Иисус обращается к нам со словами: “Неужели не понимаете? Неужели не помните?” Окиньте мысленным взором свою собственную жизнь. Приходило горе, но все же вы его как-то пережили. Встречались искушения, но вы все же как-то устояли перед ними. Вы болели, но все же как-то выздоровели. Перед вами вставала казавшаяся неразрешимой проблема, но все же она как-то решилась. Вам казалось, что вы в тупике, но все же вы как-то смогли выкарабкаться. Вы были на грани срыва, но все же как-то не сломались. Если бы мы, христиане, только помнили, мы бы обнаружили в наших сердцах веру, которая знает, что Бог, хранивший нас до этого момента, проведет нас и через все последующие годы. Поэтому вопрос Христа, обращенный к ученикам, относится и к нам: “Как же не разумеете? И не понимаете?”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Да поможет Бог каждому из нас верить в самой глубине души, что Он заботится обо всех наших нуждах. Вспомните слова Павла из его письма к филиппийцам: “Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом” (Фил. 4:19). Это тот урок, который Иисус старался преподать Своим ученикам на протяжении всего времени их общения, но они так медленно усваивали его. Этот же урок Он пытается преподать каждому из нас сегодня, а мы, подобно им, так туго его усваиваем.