В этом году исполняется 35 лет со дня чернобыльской аварии, которая стала трагическим предвестием крушения Великой Советской империи.
В ночь на 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), расположенной на территории Украины (в то время Украинской ССР) на правом берегу реки Припять в 12 километрах от города Чернобыля Киевской области, произошла крупнейшая в истории мировой атомной энергетики авария.
Уже 26 апреля по авиационному полку, где я служил в батальоне связи, прошел приказ о выдачи противогазов. Мы тогда даже толком не могли сообразить, что собственно произошло. Гуляли различные слухи. Какой то точной информации не было. Где-то что-то взорвалось.
Я же был, что называется, "пиджак", т.е. получил воинское звание лейтенанта на военной кафедре в институте и был призван на два года служить в украинский поселок Лиманское, где и располагался в то время военный аэродром.
Спасла роза ветров
В тот день нас спасла роза ветров. Ветер понес радиоактивное облако в сторону от Лиманского. Кстати, расстояние от места аварии было порядка 600 км. Так что случись иначе, кто знает чем это кончилось бы для меня и моей семьи. Да и для всех жителей поселка. По сообщению печати:
Выброшенные из разрушенного реактора в атмосферу продукты деления ядерного топлива были разнесены воздушными потоками на значительные территории, обусловив их радиоактивное загрязнение не только вблизи АЭС в границах Украины, России и Белоруссии, но и за сотни и даже тысячи километров от места аварии. Радиоактивному загрязнению подверглись территории многих стран.
Поедешь со второй партией
Вызвали всех офицеров к командиру полка. Полковник, крепкий беларус по национальности, назвал тех, кто поедет на ликвидацию аварии в первой партии и, показав на меня, сказал, что я отправлюсь со второй.
Признаюсь честно у меня как-то о неприятно засосало под ложечкой, поскольку я понимал, что там явно не курорт и можно получить дозу радиоактивного облучения. А мне было то совсем немного лет по нынешним меркам. Жить да жить. Но приказ есть приказ. Деваться некуда. Поэтому вышел с совещания не в лучшем настроении.
Родственники обрывали телефоны, вызывая нас на переговорный пункт с одним вопросом, что случилось и как мы там. Отвечали, что все в порядке. Солнце, весна, цветут деревья.
Сразу же после катастрофы погиб 31 человек, а 600 тысяч ликвидаторов, принимавших участие в тушении пожаров и расчистке, получили высокие дозы радиации. Радиоактивному облучению подверглись почти 8,4 миллиона жителей Белоруссии, Украины и России, из них было переселено почти 404 тысячи человек.
Прапорщик и радиоактивное заражение
Первая партия уехала для налаживания радиосвязи и наши машины обеспечения , как рассказывали участники, располагались в опасной зоне. До сих пор помню, что ребята срочники , кто был в первой партии, уехавшие на ликвидацию, жаловались, что после их возвращения, товарищ прапорщик не выдает им новое обмундирование. Но, прапорщику, прижимистому и немногословному украинцу быстро объяснили, что он не прав. И он, ничего не понимания в каком то там радиоактивном заражении, ведь гимнастерки не ношены совсем, скрепя сердце, таки выдал новую с иголочки форму.
История лично для меня закончилось благополучно. Вторая партия отправилась с соседнего батальона. И меня миновала чаша сия.
Ликвидация аварии была подвигом всего советского народа. Но пришла беда отворяй ворота, гласит пословица. И через несколько лет в стране случится уже духовный и политический "ядерный взрыв".
Единая общность советский народ окажется разделенный границами и пограничными переходами и перестал существовать. На радость нашим американским и европейским друзьям.
Друзья, если статья понравилась ставьте лайки, чтобы ее смогли увидеть больше людей.
Подписываетесь на канал, с уважением автор.