Сегодня суперкомпьютеры являются одним из важнейших инструментов научно-технического развития ведущих стран мира. Суперкомпьютеры решают разнообразные задачи – от сложных математических расчетов и обработки огромных массивов данных до моделирования искусственного интеллекта. Есть модели, воспроизводящие «архитектуру» человеческого мозга. На СуперЭВМ проектируют промышленное оборудование и электронику, синтезируют новые материалы и делают научные открытия. Современная наука становится все более вычислительная. По оценкам специалистов, более 700 задач ежедневного проектирования и конструирования, которые сегодня стоят перед отечественной промышленностью, требуют суперкомпьютерных вычислений. И тот, ко обладает быстрым суперкомпьютером, вполне логично, получает конкурентное преимущество в разработке сложных, наукоемких изделий.
Но достаточно ли только мощностей? А как же экономический инструментарий, грамотная постановка задач и подготовка кадров, которые смогут работать с техникой нового поколения? О государственных закупках в ОПК, подготовке кадров для управления госзакупками зашла речь на XVI Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ», который прошел в Москве.
На задворках
Сегодня в суперкомпьютерном мире Россия, по сравнению другими с ведущими странами мира, находится не в самом выгодном положении. В списке ТОП-500, который включается в себя наиболее производительных вычислительных систем мирового сообщества, в настоящее время входят всего 2 российских суперкомпьютера. Это Christofari — разработка Сбербанка и Ломоносов-2, который используется в МГУ. Первый занимает 35-е место в ТОПе, Ломоносов — 130-е. В то же время в этом списке присутствуют 226 систем из Китая, 113 систем США и 29 систем из Японии.
Самый мощный суперкомпьютер в мире — Фугаку, который расположен в Японии, имеет производительность более 500 петафлопс. В США самый производительный суперкомпьютер имеет мощность 200 петафлопс, в Китае — 125. В России самый производительный суперкомпьютер Christofari, созданный специалистами Сбербанка и SberCloud, имеет производительность порядка 6,7 петафлопса.
Такие данные в ходе круглого стола озвучил научный руководитель инженерного направления ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», академик РАН Игорь Каляев.
Свет в конце тоннеля
Два года назад в России Совет по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития сформировал концепцию создания и развития национальной суперкомьютерной инфраструктуры. Концепция подразумевает создание как федеральных суперкомпьютерных центров, оснащенных машинами с производительность 100 петафлопс и выше, так и серии и региональных суперкомпьютерных центров с машинами 10-20 петафлопс. Но к реализации концепции, даже спустя два года, так и не приступили.
И вот в марте этого года президент России Владимир Путин постановил создать при правительстве Комиссию по научно-технологическому развитию. Она будет координировать работу федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) по разработке принципов научно-технической политики, государственных программ, инновационных проектов государственного значения и так далее.
Скоро будем считать на счетах
Ни один сурпекомпьютер, даже самый мощный и продвинутый, не будет работать без квалифицированных специалистов. В частности, для решения этого вопроса работают научно-образовательные центры. Создание сети из 15 НОЦ мирового уровня, призванных объединить университеты, научные институты и производство, является одной из задач нацпроекта "Наука". Согласно его целям, в 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран по научным исследованиям и разработкам в областях, определяющих приоритеты научно-технологического развития. Для этого должны быть созданы привлекательные условия ученым для работы в РФ.
- Подготовка кадров у нас есть. Надо создавать суперкомпьютерную инфраструктуру, иначе целей, поставленных задачей президента, мы не достигнем. Потому что скоро будем считать на счетах, - заключил академик РАН Игорь Каляев.
Не самоцель
Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике Владимир Гутенев с критикой Каляева позволил не согласиться полностью. По его мнению, обладание суперкомпьютерами не должно быть самоцелью. Достойно конкурировать чаще помогают организационные моменты и правильно поставленные задачи. А кроме того, необходимо обладание соответствующими экономическими инструментариями.
- Надо найти баланс. Мы должны быть никак не ниже экватора с точки зрения обладания мощностями, но тем не менее понимать, что темпы прогресса крайне быстры. Эффективное использование тех мощностей, которые нам доступны, представляет собой важную задачу, - заверил Гутенев.
Напомним, главное мероприятие деловой программы форума «Госзаказ» было посвящено новым правилам закупок. 1 января 2021 года в государственных и корпоративных закупках установлены обязательные минимальные доли закупок товаров и услуг российского производства — квоты. Подробнее об этом читайте в материале Федерального Бизнес-журнала: Квоты в закупках и диверсификация ОПК: о чем говорили на пленарке «Госзаказа».
* * *