Найти тему
Модная лавка 19 века

Какие чулки и туфли носили в конце 19 века?

В интернете есть фотографии чулок того периода. Но эти музейные экспонаты выглядят не очень эстетично. Лучше посмотреть на картины.

А на них можно увидеть, что дамы из приличного общества носили не только белые, но и цветные чулки.

Ян Фредерик Портилье. Портрет женщины, возможно, миссис Роде. Предположительно - около 1890 года.
Ян Фредерик Портилье. Портрет женщины, возможно, миссис Роде. Предположительно - около 1890 года.

Мне это напоминает годы моей юности – конец 1980-х. Тогда были в моде колготки самых разных цветов, включая голубые и розовые. Сейчас кажется странным, что такое могли носить. Но зато было весело…

В книгах по истории костюма пишут, что в 1870-х «к обуви полагались белые, черные и цветные чулки, которые могли с ней по цвету и не совпадать». Или что «в 1873 году к цветным платьям и цветной обуви были модны цветные чулки».

Юлиус Леблан Стюарт. Disappointment Portrait of Sarah Bernhardt, 1882 год.
Юлиус Леблан Стюарт. Disappointment Portrait of Sarah Bernhardt, 1882 год.

Вспоминается Оноре де Бальзак, «Второй силуэт женщины»:

«– Но все это не объясняет мне, что же такое светская женщина! – воскликнул молодой поляк.

– Она не носит ярких тканей, ажурных чулок, вычурных пряжек на поясе, ни панталон с вышитой оборкой, пенящейся вокруг щиколотки. Она обута в прюнелевые башмачки с лентами, переплетающимися на тончайшем шерстяном или шелковом чулке, сером, без узоров, или же в легкие, очаровательно простые полусапожки».

Ян Фредерик Портилье. Любовное письмо. Предположительно - 1880-е или начало 1890-х.
Ян Фредерик Портилье. Любовное письмо. Предположительно - 1880-е или начало 1890-х.

Но Бальзак жил в первой половине 19 века. А у нас – вторая. И если во времена Бальзака чулки были в основном белые или серые, то потом появились и чёрные, и разные цветные. А туфли приобрели каблуки.

Ян Фредерик Портилье. Маленькая читательница. Конец 1860-х - начало 1870-х.
Ян Фредерик Портилье. Маленькая читательница. Конец 1860-х - начало 1870-х.

Носили и более пестрые чулки – в полоску, с вышитыми стрелками…

Кажется, у жены Константина Маковского чулки именно в полоску. Она заметна, если присмотреться.

А какие чудесные туфли, какие высокие каблуки!

Константин Маковский. Портрет жены, Юлии Павловны Летковой, 1881 год.
Константин Маковский. Портрет жены, Юлии Павловны Летковой, 1881 год.

Самые узкие платья в 19 веке. Мода 1880-1881.

Но такие высокие каблуки встречаются редко в те годы. Гораздо чаще дамы носили туфли на среднем каблучке.

Они могли быть открытыми или с ремешками.

Интересный вопрос: а в каких танцевали на балах?

Логично предположить, что с ремешками. Но для такого утверждения нет веских доказательств. Мне встретились туфли из музея, подписанные как бальные. Однако на многих картинах дамы в бальных нарядах и туфлях без ремешков.

Бальные туфли, 1870-е годы.
Бальные туфли, 1870-е годы.

Нарядные туфельки, 1885 - 1890.
Нарядные туфельки, 1885 - 1890.

Парадные туфли шили из атласа и шёлка, украшали их бантиками, вышивкой, лентами.

Вечерние туфли, 1875 - 1885 годы.
Вечерние туфли, 1875 - 1885 годы.

Повседневную обувь делали из более прочных материалов, таких, как кожа, сукно.

А что такое прюнель, которая иногда упоминается в книгах 19 века?

  • Прюнель – распространённая в 19 веке плотная смесовая ткань. До середины века материал производился почти всегда чёрным (отсюда и французское название "prunelle", от латинского "pruna" – уголь). В составе прюнели преобладал шёлк, что гарантировало особый блеск формоустойчивой ткани.

Ниже – модель туфелек с несколькими ремешками. Похожие туфли – на портрете Екатерины Долгоруковой, любовницы Александра Второго, с которой он обвенчался после смерти жены.

Непонятен цвет её чулок. Как будто телесный. Но, скорее, это очень тонкие белые чулки.

Туфли с ремешками, 1880-е годы.
Туфли с ремешками, 1880-е годы.
Константин Маковский. Портрет Екатерины Долгоруковой, 1880 год.
Константин Маковский. Портрет Екатерины Долгоруковой, 1880 год.

Но чаще всего встречаются туфельки классической формы и белые чулки.

Ян Фредерик Портилье. Детская любовь. Судя по причёске и платью дамы, это 1867 -1869 годы.
Ян Фредерик Портилье. Детская любовь. Судя по причёске и платью дамы, это 1867 -1869 годы.

Как мода перешла от кринолинов к турнюрам.

На картине ниже изображены девушки, танцующие канкан. Они в чёрных чулках и чёрных туфлях без ремешков.

Жан Беро. Канкан в парижском кафе, 1890-е годы.
Жан Беро. Канкан в парижском кафе, 1890-е годы.

«Непременно бы ахнул от удивления»… Изящные ботиночки и тёплые сапожки 19 века.

Как выглядели дамы с лишним весом в платьях 19 века?

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!