В интернете есть фотографии чулок того периода. Но эти музейные экспонаты выглядят не очень эстетично. Лучше посмотреть на картины.
А на них можно увидеть, что дамы из приличного общества носили не только белые, но и цветные чулки.
Мне это напоминает годы моей юности – конец 1980-х. Тогда были в моде колготки самых разных цветов, включая голубые и розовые. Сейчас кажется странным, что такое могли носить. Но зато было весело…
В книгах по истории костюма пишут, что в 1870-х «к обуви полагались белые, черные и цветные чулки, которые могли с ней по цвету и не совпадать». Или что «в 1873 году к цветным платьям и цветной обуви были модны цветные чулки».
Вспоминается Оноре де Бальзак, «Второй силуэт женщины»:
«– Но все это не объясняет мне, что же такое светская женщина! – воскликнул молодой поляк.
– Она не носит ярких тканей, ажурных чулок, вычурных пряжек на поясе, ни панталон с вышитой оборкой, пенящейся вокруг щиколотки. Она обута в прюнелевые башмачки с лентами, переплетающимися на тончайшем шерстяном или шелковом чулке, сером, без узоров, или же в легкие, очаровательно простые полусапожки».
Но Бальзак жил в первой половине 19 века. А у нас – вторая. И если во времена Бальзака чулки были в основном белые или серые, то потом появились и чёрные, и разные цветные. А туфли приобрели каблуки.
Носили и более пестрые чулки – в полоску, с вышитыми стрелками…
Кажется, у жены Константина Маковского чулки именно в полоску. Она заметна, если присмотреться.
А какие чудесные туфли, какие высокие каблуки!
Самые узкие платья в 19 веке. Мода 1880-1881.
Но такие высокие каблуки встречаются редко в те годы. Гораздо чаще дамы носили туфли на среднем каблучке.
Они могли быть открытыми или с ремешками.
Интересный вопрос: а в каких танцевали на балах?
Логично предположить, что с ремешками. Но для такого утверждения нет веских доказательств. Мне встретились туфли из музея, подписанные как бальные. Однако на многих картинах дамы в бальных нарядах и туфлях без ремешков.
Парадные туфли шили из атласа и шёлка, украшали их бантиками, вышивкой, лентами.
Повседневную обувь делали из более прочных материалов, таких, как кожа, сукно.
А что такое прюнель, которая иногда упоминается в книгах 19 века?
- Прюнель – распространённая в 19 веке плотная смесовая ткань. До середины века материал производился почти всегда чёрным (отсюда и французское название "prunelle", от латинского "pruna" – уголь). В составе прюнели преобладал шёлк, что гарантировало особый блеск формоустойчивой ткани.
Ниже – модель туфелек с несколькими ремешками. Похожие туфли – на портрете Екатерины Долгоруковой, любовницы Александра Второго, с которой он обвенчался после смерти жены.
Непонятен цвет её чулок. Как будто телесный. Но, скорее, это очень тонкие белые чулки.
Но чаще всего встречаются туфельки классической формы и белые чулки.
Как мода перешла от кринолинов к турнюрам.
На картине ниже изображены девушки, танцующие канкан. Они в чёрных чулках и чёрных туфлях без ремешков.
«Непременно бы ахнул от удивления»… Изящные ботиночки и тёплые сапожки 19 века.
Как выглядели дамы с лишним весом в платьях 19 века?
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!