Трендом в нынешнем воспитании детей является такой новомодный аспект, как ранее развитие. Двигаться в этом направлении родители часто начинают еще тогда, когда ребенок еще не появился на свет, а уж когда это происходит, процесс начинает усиленно набирать обороты. Так читать ребенок должен уметь уже в три года, а пять можно приниматься и за иностранный язык, а уж в какое количество секций записывают чадо часто просто невероятное. Причем если уж ребенок посвящает время определенному виду деятельности, то в обязательном порядке должен достигать значительных результатов.
Если речь идет о музыкальной школе то непременно нужно вырастить нового Ван Клиберна, а если у малыша с детства в руках кисти и краски, то он непременно должен со временем превратиться в живописца равного как минимум Ивану Крамскому.
В этой связи очень актуальным представляется вопрос: рождаются или становятся гениями?
У людей стремящихся показать, что они обладают научным складом мышления почти все принято списывать на гены.
Но разве не известны случаи, когда мальчик из семьи физиков неожиданно попадает на спектакль и он производит на него столь сильное впечатление, что он враз забрасывает свои многочасовые бдения над формулами и становится воспитанником театрального училища. Что и говорить вопрос о природе гениальности сложен и сегодня его (и не только) мне хотелось бы обсудить обратившись, к примеру, личности, которая давно уже стала восприниматься совершенно неотделимо как от самой России, так и от ее многовековой культуры.
Речь пойдет об Александре Сергеевиче Пушкине.
Действительно этот человек сегодня играет роль, как сейчас говорят мэма.
Даже в кругу любителей интеллектуальных игр утвердилась следующая шутка: «Не знаешь, что отвечать пиши Александра Сергеевича» и что парадоксально такой вариант ответа часто оказывается правильной.
Слишком уж объемным оказалось влияние великого поэта на формирование гуманитарного восприятия россиян.
Сложно даже сказать какой сферы не коснулся его многогранный талант. Пушкин известен как поэт, прозаик драматург, историк критик, эссеист, издатель и даже художник.
На таком фоне известное клише о том, что Пушкин - наше все если и выглядит преувеличением, то в не слишком значительной степени. Международный авторитет отечественной словесности он тоже обеспечил весомый, но у иностранцев, конечно, все, же более узкое о нем представление.
Если спросить заграничных обывателей кто такой Пушкин, то большинство из них ответит, что он знаменитый русский поэт.
Сложно представить какого было бы удивление «варягов» если им рассказать, что именно русским поэтом Пушкин стал вопреки многим обстоятельствам.
Александр Сергеевич родился в 1799 году в Москве, в дворянской семье, а для дворян той эпохи была характерной одна специфическая черта. Дело в том, что главным признаком их отделения от черни было знание французского языка.
Причем выражалось это знание еще и в том, что говорить по-русски по крайней мере среди своих собратьев по классу считалось дурным тоном. Даже дома, общаясь между собой, родители будущего классика говорили между собой только по-французски.
В такой ситуации, то, что в подобной среде вырос непревзойденный мастер именно русской словесности, смотрится совершенно парадоксально. Думаю, что мы не покривим, простив истины, если скажем, что залогом влюбленности маленького Саши именно в русский язык было влияние его няни Арины Родионовны. Впрочем, не только лингвистическое влияние имели сказки доброй женщины на внутренний мир ее воспитанника. Важно отметить и то, что русский фольклор сам по себе отличается поэтичностью и возможно понятие рифмы, музыки слова было заложено в подрастающем Пушкине именно в самую раннюю пору его жизни.
Здесь уважаемые читатели позвольте мне вновь обратиться к вопросу о природе гениальности.
Что повлияло на способности Александра Сергеевича в большей степени наследственность (дядя Александра тоже писал стихи) или же внешняя среда? Говоря о генетическом факторе можно конечно допустить такое непрямое его влияние, но все, же что- то подсказывает, что более важным представляется другое.
Вряд ли если бы не присутствие в его жизни любимой Арины он сумел бы так проникнуться магией родной речи среди людей, которые изъяснялись почти исключительно на иностранном наречии и никакие гены в данном случае не помогли бы.
Многие пушкинисты пишут и о ранней тяге будущего поэта к чтению, но разве могла бы она быть реализована, если бы не наличие в родном доме прекрасной библиотеки? С другой стороны важным условием внутреннего развития поэта считают и тот факт, что его старшие родственники были людьми образованными, и это стало важным катализатором в развитии его творческих способностей. Но здесь необходимо пояснить, что понималось под термином «образованный человек» современниками Пушкина.
Вся суть тогдашнего аристократического образования пребывала исключительно в тех рамках, соблюдение которых были необходимо лишь для того, чтобы не выглядеть глупо на балах и светских раутах. Понятно, что такой поход был весьма далек от истинного смысла понятия «образованный человек» в по- настоящему глубоком его восприятии. Таким образом, повышенную тягу еще маленького Саши Пушкина к образованию, которой строго говоря, не отличался никто в его семье можно объяснить как раз определенными внутренними качествами, которые имели корни не во внешней среде, а в его внутреннем мире, освещенном так называемой «божьей искрой».
В дальнейшем у Александра Сергеевича проявится еще один признак человека талантливого и несомненного наделенного незаурядным умом.
Поступив в 1811 году в Царскосельский Лицей он «имел охоту» лишь к тому, что ему нравилось и интеллектуальные способности у него распределялись весьма избирательно то есть по интересным ему предметам он показывал отличные результаты, но если же дисциплина его не привлекала(как было с математикой) то успехи были более чем скромными. Такой подход к учебе, несомненно, признак необычной натуры неспособной вписаться в усредненную систему.
Исходя из этого, мне хотелось бы попросить уважаемых родителей не третировать слишком сильно своих отпрысков, если у них явно «не идут» технические дисциплины.
Возможно, в семье растет маленький гений, которому было бы лучше сосредоточиться на том, в чем он реально может добиться успеха. Сегодня рассматривая аттестат русского гения, у многих есть соблазн упрекнуть его в необразованности и лености.
Мол, умственным занятиям он предпочитал куртаги с друзьями и ухаживание за первыми красавицами своего времени. Да, господину Пушкину не было чуждо ничто человеческое и об этом мы еще поговорим, но и упущенное за годы академического образования он восполнял своими силами и весьма успешно.
Так в личной библиотеке поэта было согласно описи, было 1287 книг самой разной тематики, в которых он прекрасно ориентировался. Кроме того Пушкин великолепно знал историю и считал ее вторым своим призванием после поэзии.
Незадолго до его трагической гибели император Николай Первый даже присвоил ему чин придворного историографа и получил написание «Истории Петра», которое наш герой увы не успел завершить. Не является секретом и тот факт, что именно историческая тема нередко была центральной в творчестве поэта.
Так им были написаны трагедия «Борис Годунов», поэма «Полтава» и историческая повесть «Капитанская дочка» до сих пор считающаяся образцом русской прозы.
Как возможно помнит благожелательный читатель, в начале нашей беседы мы говорили о всеобщем значении фигуры Пушкина для наших соотечественников.
Важно отменить, что обусловлено оно не только его несомненным талантом. Так уж устроены люди, что им хочется быть ближе к гениям. Так любители спиртного приводят в пример опыт английского премьер-министра Черчилля, а представители определенной ориентации делают своим кумиром Чайковского, совершенно не беря в расчет, что Чайковский сначала был Чайковским, а уж потом сами понимаете кем. В случае же с Пушкиным многие видят «сближение» в следующем.
Как известно Александр Сергеевич был личностью, которая не была свободна от недостатков и пороков, свойственных многим из нас. Эта его черта весьма симпатична и простым обывателям и современным представителям творческого цеха. Такое общее уважение к фигуре Пушкина подтверждает факт, что место великого русского поэта в общественном сознании весьма существенно и до сих пор.
И сегодня молодые люди читают своим избранницам стихи классика, и они разрешают их поцеловать значит и известный ловелас Александр Сергеевич в определенной степени причастен к донжуанским победам современных казанов. Именно подобным образом проникает образ главного нашего гения в нашу духовность, которую он не покидает с течением лет. В жизнь русского человека он приходит со сказками еще в тот момент, когда многие их слушатели еще ходят пешком под стол, в юности их же он вдохновляет на любовь и романтические поступки, а в зрелости заставляет думать и размышлять.
Насколько же пророчески на фоне сказанного звучат знаменитые строки поэта: «Нет - весь я не умру. Душа в заветной лире мой прах переживет». Вслушайтесь - душа в заветной лире мой прах переживет. На первое место в своем наследии поэт ставит не лиру, а душу. Именно в ней заключается особое его значение для русских людей.
Для нашей страны Пушкин не просто поэт. В конце-концов не одним им исчерпывается сокровищница отечественного стихосложения. Но при этом лишь один сумел стать духовным светочем нашего отчества и, прославляя наш язык, дал нам мечту, которая никогда не умрет. Ведь мечта эта заключает в себе стремление к любви и гармоничному восприятию действительности, которой так не хватает нам в условиях современной жизни.
Так пусть же голос великого поэта не смолкает никогда и пусть никогда не будет над ним властно даже неумолимое время.
Вы нужны нам Александр Сергеевич, Отечество Вас не забудет, а мир всегда будет ассоциировать нашу страну во многом именно с Вашими прекрасными стихами, которые хоть и трудно поддаются переводу, но, тем не менее, и за рубежом признаются классикой
Слава Пушкину! Слава великому гению России.