Мы ехали по трассе Нижний Тагил - Екатеринбург. Скалы у дороги меня очень впечатлили в далёком 2004-м году, когда я проезжал здесь впервые, и как дань той юношеской памяти - я попросил остановиться, чтобы их заснять.
А через полтора десятка километров мы вновь свернули вправо, к посёлку со смешным названием Таватуй . Он стоит на одноимённом озере, ныне слившемся с Верх-Нейвинским прудом, и озеро это издавна считалась самым чистым на Урале и сказочно богатым рыбой. Особенно - ершом, которого отсюда поставляли к царскому столу, и местные считают, что именно таватйуские рыбаки придумали в своё время блесну-самотряс. Как бы то ни было, во вред озеру пошла не индустрия - в селе Таватуй на его восточном берегу официально лишь несколько сотен жителей, а по факту здесь огромный дачный посёлок, где с избами соседствуют роскошные и порой довольно интересные своей архитектурой особняки.
Хотя и старых домов осталось тут не так уж мало:
А выйдя на усыпанный лодками берег Таватуй-озера, впереди можно различить мыс с крестом:
За невысоким заборчиком - ветхое кладбище с редкими крестами и голбцами посреди бурьяна:
Своей атмосферой потённого оно больше всего напоминает Керженские скиты , а продолжением их по сути и является. После "выгонки" (то есть разгрома тех скитов) многие староверы потянулись на Урал, где их охотно брали на заводы, тем более и до них уральскую ссылку прошли староверы из числа стрельцов и соратник самого Аввакума Лазарь, впоследствии сгинувший в Пустозерске . В основном это были поповцы, допускавшие переход в староверие "никонианских" священников с сохранением сана - правда, очень строгие, со временем превратившиеся в беспоповцев-"часовенников".
Но проповедовали на Урале с самого начала и "поморцы" - самое умеренное крыло радикальных беспоповцев, считавших переход в староверием возможным лишь через повторное Крещение и потому лишившихся духовенства. Моря на Урале не было, поэтому поморские скиты обосновались у берегов Таватуя. Духовным лидером их был Гаврила Семёнов, так же известный как Илья Украинцев - при том что к Украине отношения не имел никакого, родом был из Олонца.
В своих странствиях по Уралу и Сибири он приобрёл навыки рудознатца, подружился с Акинфием Демидовым и даже ссыскал серебряные руды на Алтае , от чего ушлый заводчик радостно потёр руки - при наличии серебра производственные мощности позволяли ему чеканить не уступавшую государственным образцам монету... и класть её себе в карман. Под защитой Наклонной башни Таватуйский скит просуществовал около 20 лет, Украинцев проповедовал на Урале и даже вёл в письмах полемику с католической церковью, а на Демидовских заводах лили колокола для староверческих церквей по всей России.
Выгорецкие монахи с карельского Поморья так же не оставались в долгу и присылали Демидову, например, "морских раков" (то есть крабов и креветок) для кунсткамеры. Но идиллия кончилась в 1745 году, со смертью Акинфия Никитича, а в 1750-м царские власти разрушили Таватуйский монастырь, и если изначально не имевшие центра "часовенники" сохранили веру по глухим лесам и сёлам, то куда как более иерархическая Поморская церковь на Урале уже не восстановилась.
На мысу, впрочем, не сами скиты, а лишь могила Гаврилы Украинцева, тихо умершего в своей постели накануне разгрома. У могилы поморца плодоносит рябина, но в тёплые выходные склон под крестом бывает усеян почти голыми телами - рядом с кладбищем вырос дикий пляж.
Вода же "самого чистого озера Урала" оказалась мутной и зелёной - какая уж там "видимость в 4 метра"?! Ведь тут ниже по течению заводской пруд, на одном берегу пороховой завод в Калиново, а на другом - рублёвка в Таватуе.
Ещё с полчаса мы кружили по Таватую, спрашивая дорогу то у стариков, то у полицейских. Таватуй - действительно рублёвка уральского масштаба, и иные здешние дачи размером и вычурностью сошли бы за средненький деловой центр.
Но есть среди них и один действительно интересный образец архитектуры, современной не только в хронологическом смысле - бионический Дом-ракушка архитектора Юрия Гайдукова. Все местные про него где-то когда-то что-то от кого-то слышали, но направление могли показать лишь очень примерно. Из интересного нашёлся обелиск на красноармейской могиле:
Наконец, когда и Олег уже стал откровенно уставать от этих поисков (рулить-то ему, а не мне!), я прокололся, догадавшись спрость дорогу у ЧОПовцев на машине.
-А зачем вам это надо? - ответили те.
-Ну, интересная же архитектура...-
-Там стоит высокий забор, камеры, и вас внутрь никто не пустит, да ещё и собак натравят.
-Ну, хоть через забор посмотреть.
В разговор включился второй ЧОПовец:
-Нет здесь такого дома...
-Да ладно, я читал же...
Первый ЧОПовец поддержал второго:
-Чё, русского языка что ли не понимаешь? Говорят тебе - нет и никогда не было!
Дальше мне было сказано, что и озеро фотографировать тоже нельзя, и разом вспомнив все происшествия с участием ЧОПовцев, я понял, что при следующей встрече им, как битой хозяином сторожевой псине, может что-то "показаться", и нас уложат лицом в асфальт, предварительно долбанув электрошокером. Поэтому с каким-то неприятным осадком мы покинули Таватуй, надеясь до вечера ещё успеть на Ганину Яму.