В конце марта 2021 года Китай и Иран заключили судьбоносное соглашение о стратегическом партнёрстве стоимостью 400 млрд. долларов и сроком на 25 лет. Что это даст Китаю? Читайте в статье...
По мнению ряда экспертов, в данный момент отношения между Китайской Народной Республикой (КНР) с Исламской Республикой Иран (ИРИ) находятся на беспрецендентно высоком уровне, что и привело к подписанию соглашения о стратегическом партнёрстве 27 марта 2021 года.
Соглашение будет действовать 25 лет. Китай получает скидку на иранскую нефть, а в обмен инвестирует 400 млрд. долларов в различные проекты на территории Ирана. Иными словами, если раньше Иран "получал" инвестиций со всего мира объёмом не более 5 млрд. долларов в год, то теперь только от одного Китая - 16 млрд. долларов, а это громадные финансовые "инъекции" в экономику ИРИ. О чём это говорит?
Иран с его богатейшими запасами углеводородов заинтересован в надёжном рынке сбыта и стабильном торговом партнёре. Также ему нужны технологии и инвестиции. Всё это он нашёл в лице Китая, который в свою очередь нуждается в стабильных импортных поставках углеводородов, ведь они - "топливо" для "локомотива" его экономики, в обмен на них он предоставит и технологии, и проинвестирует.
Для это есть подходящее слово - "симбиоз". Так что можно говорить о китайско-иранском симбиозе.
В истории известны примеры успешного сосуществования государств по типу "государство-сырьевая база+государство-капитал/технологии".
Ярким примером отношений такого рода служит опыт взаимодействия, а по сути, стратегического партнёрства между нашим государством - Российской Империей и Великобританией в XVIII веке. В то время англичане были жизненно заинтересованы в нашем сырье, особенно в том, что было необходимо для их флота, а взамен они давали нам технологии и деньги. И эта система успешно работала, по крайней мере, до Наполеона. И Россия, и Великобритания "стали теми, кем стали", во многом благодаря такому "симбиозу".
Известно, что современный Иран представляет собой пример государства, успешно выживающего под иностранным давлением в течение уже нескольких десятилетий. Он не только выживает, но и активно развивается.
Иран заинтересован в Китае, а Китай - в Иране.
Вероятно, что для такого важного шага как подписание соглашения о стратегическом партнёрстве были свои причины. Не исключено, что свои коррективы внёс и Covid-19, а точнее те последствия и целый "ворох" проблем, что он принёс как миру, так и Китаю с Ираном в частности.
Так, рост экономики КНР по итогам 2020 года составил 2,3%, что, конечно же, по сравнению с другими странами, где наблюдается "схлопывание"их экономик, очень даже хорошо.
Однако, для Китая - это худший результат за 45 лет, и китайское руководство намерено исправить ситуацию - увеличить рост экономики до 6% к концу 2021 года. Для начала. И в этой ситуации сближение с Ираном - часть этого амбициозного плана.
Кроме того, нужно понимать, что всё это происходит на фоне непрекращающегося соперничества между глобальными игроками и игроками калибром поменьше. Вполне вероятно, что у КНР и ИРИ есть общие интересы и на военно-силовом поле.
И Китаю, и Ирану хорошо знакомы "почерк и стиль" его геополитических конкурентов, в первую очередь, "мирового жандарма" - США.
Эхо "бархатных" революций, прокатившихся по Центральной и Восточной Европе (1989-1991), доходило и до Китая, приведя к событиям на площади Тяньаньмэнь (1989), когда планировался "снос" китайской государственности.
Это и "ошибочное" уничтожение американской "высокоточной" бомбой китайского посольства в Белграде (1999) в период, когда так называемая международная коалиция ровняла Югославию с землёй.
Это и "раскачка" ситуации с уйгурами в Синьцзяне, и поддержка протестов в Гонконге (2014, 2019).
И конечно же, самая сильная "головная боль" КНР - Китайская Республика (Тайвань), где женщина-президент Цай Инвэнь, являясь к тому же председателем Демократической прогрессивной партии, проводит курс на "тайванизацию" острова - ещё большее обособление от "большого Китая" - КНР.
Кроме того, свежи в памяти вторжения и войны в Афганистане (2001), Ираке (2003), Ливии (2011) и Сирии, где план не сработал благодаря вмешательству, в первую очередь, России.
Также Иран хорошо помнит войну с Ираком (1980-1988), которая началась со вторжения иракских войск на его территорию при международной поддержке многих заинтересованных государств.
К чему всё это приведёт покажет время, однако, ясно одно - этот "союз" изменит многое.