Найти в Дзене
Что могут короли...

Гейзерих: король вандалов, разграбивший Рим.

Вандалы были одним из диких и свирепых племен, пришедших с берегов Балтики и вторгшихся в центральную и южную Европу в поздние времена Римской империи.

В V веке некоторые из них заняли область на юге современной Испании. Одной из их самых памятных в истории фигур этого племени был Гейзерих, ставший королем вандалов в 427 году. Тогда ему был всего двадцать один год, он хромал на одну ногу и выглядел как самый обыкновенный человек.

Как и большинство вандалов, Гейзерих оказался жестоким и хитрым представителем своего времени, но не лишенным довольно разносторонних способностей. Он сражался в битвах еще мальчиком и приобрел широкую известность своей храбростью и лидерскими качествами.

I. Дороги, ведущие в Карфаген.

Примерно в то время, когда Гейзерих стал королем, комитом (управляющим) римской провинции на севере Африки на побережье Средиземного моря был человек по имени Бонифаций. Этот Бонифаций был хорошим и верным римским военачальником, но против него был составлен заговор Аэцием (другим военачальником, прославившимся битвой с Аттилой при Каталаунских полях).

Римским императором во время этого заговора был Валентиниан III. Он был тогда слишком молод, чтобы быть правителем, поэтому делами правительства управляла его мать Галла Плацидия.

Аэций посоветовал Плацидии снять с должности Бонифация и отправить его из Африки на родину. Аэций утверждал, что Бонифаций - предатель и собирается воевать против Рима. В то же время он тайно писал Бонифацию, сообщая ему, что если тот явится в Рим, императрица определенно предаст его смерти.

Бонифаций поверил словам Аэция и принял решение отказаться возвращаться в Рим. Более того, Бонифаций также послал письмо Гейзериху, приглашая его прибыть в Африку со своей армией.

***

Гейзерих был очень рад получить приглашение от Бонифация. Он давно хотел напасть на Рим и отнять у Римского государства некоторые из завоеванных ею богатых территорий. Теперь ему подвернулась столь хорошая возможность. Поэтому он не стал медлить и собрал большую армию своих храбрых вандалов, и они поплыли через Гибралтарский пролив в Африку.

***

Вандалы вскоре овладели той частью африканского побережья, на которой высадились. На этом они не ограничились, выдвинувшись дальше - в близлежащие земли, захватывая местные города. К этому времени Бонифаций уже все прознал о коварном заговоре Аэция. И теперь он сожалел, что на свою беду пригласил вандалов в Африку. Он принялся как-то убедить их вернуться в Испанию. Но, Гейзерих, разумеется, отказался. И сделал это решительно, заявив, что никогда он не вернется в земли Испании, пока не завладеет территориями Африки.

Не лишнем будет заметить, что Гейзерих был не первым королем на испанских территориях. Он стал королем вандалов после смерти своего брата Гундариха. Брата, который за двадцать лет до того через Перенеи с армией вандалов, аланов и свевов перешел и подчинил себе земли Испании. Брата младшего - и брата более родовитого, единокровного. Гейзерих хоть и приходился также сыном их павшему на Рейне отцу-королю Годагислу, но, был сыном от наложницы, в то время как младший брат от законной жены.

Вряд ли сам Гейзерих был виновен в смерти в свое время своего брата Гундериха несмотря на такого рода предположения. Гейзерих стал королем скорее всего ввиду своих воинских качеств. А вот жену же брата Гундериха и детей покойного брата якобы умертвили уже благодаря распоряжению Гейзериха.

***

Бонифаций вознамерился принудить вандалов, если те не собирались это делать по доброй воле, возвращаться в Испанию. Вооруженный конфликт был неизбежен.

Вскоре после этого произошло сражение между римлянами и вандалами. И римляне потерпели поражение. Они также потерпели поражение в нескольких других сражениях. В конце концов римским войнам пришлось спасаться бегством - они бежали в ближайшие города, которые вандалы еще не взяли. Одним из таких городов был город Гиппон. Там то и укрылся сам Бонифаций.

Гейзерих захватил этот город после тринадцатимесячной осады. А добившись своего, он сжег церкви и другие строения, опустошая территории. Так поступали вандалы всякий раз, когда брали город, и поэтому слово "вандал" стало означать человека, который без нужды или бессмысленно уничтожает ценные постройки - достижения цивилизации.

Великое множество коренного африканского населения вступило в армию Гейзериха. Римляне издавна жестоко обращались с ними как с рабами. И настал через рабов возрадоваться поражению вчерашних властелинов. Гейзерих не унимался. Он шел дальше, продолжая завоевывать новые территории. И вот он уже овладел городом Карфагеном, который король вандалов решил сделать столицей своего нового царства в Африке.

Но, Гейзерих не довольствовался завоеваниями только на суше. Он строил большие флотилии и плавал по Средиземному морю, захватывая торговые суда. В течение многих лет он грабил города вдоль побережья, так что грозное имя Гейзериха стало ужасом для жителей всех стран, граничащих со Средиземным морем.

II. Дороги, ведущие в Рим.

Однажды в Карфаген прибыл римский корабль с гонцом от императрицы Лицинии Евдоксии к Гейзериху. Евдоксия была вдовой Валентиниана III. После нескольких лет правления император Валентиниан был убил римский аристократом, сенатором по имени Петроний Максим, который сразу же провозгласил себя императором.

Мать двух дочерей убитого императора, вдова Евдоксия ввиду угрозы смерти вынуждена была поспешно стать женой Максима. Максим хотел побыстрее узаконить себя в правах нового императора всеми возможными способами.

Некогда прежняя жена Максима якобы подверглась насилию Валентиана. И теперь все изменилось. Но, Евдоксия была достойная дочь своего времени. Вот тогда она и режила прибегнуть к помощи короля вандалов Гейзериха...

***

Сохранились сведения, что когда посланец вошел в помещение, где находился Гейзерих, он сказал:

- Великий государь, я принес тебе послание от императрицы Евдокии. Она умоляет тебя о помощи. Она и две ее прекрасные дочери в опасности в Риме. Она хочет, чтобы ты защитил их от Максима. Она приглашает тебя прийти с войском в Рим и взять город. Она и ее друзья помогут вам, насколько смогут.

С восторгом Гейзерих вскочил на ноги и воскликнул:

- Передай императрице, что я принимаю ее приглашение. Я немедленно отправлюсь в Рим. Я буду защищать Евдоксию и ее людей.

Затем Гейзерих взялся снаряжать флот и большую армию, чтобы поплыть через Средиземное море к устью Тибра. Когда император Максим услышал о приближении вандалов, он приготовился бежать из города и посоветовал сенату сделать то же самое.

Римляне были так разгневаны этим поведением, что предали его смерти, и бросили его тело в реку.

Три дня спустя Гейзерих и его армия стояли у ворот Рима. Некому было противостоять его армии, и Гейзерих вошел в город и овладел им.

Прошло всего сорок пять лет с тех пор, как Аларик был там и вывез все добро, которые смог найти. За эти годы Рим снова приукрасился и разбогател, так что Гензериху и его вандалам было что унести.

Четырнадцать дней они занимались грабежом. Защитники Евдоксии, вандалы разграбили храмы, общественные здания, частные дома и императорский дворец, погрузили на свои корабли огромное количество золота, серебра, драгоценностей и мебели, уничтожили сотни прекрасных и бесценных произведений искусства.

Король вандалов в то нашествие предал смерти многих римских граждан и еще многих увел в рабство. Он взял Евдоксию и ее дочерей с собой в Карфаген. Одна из дочерей впоследствии вышла замуж за старшего сына Гейзериха, Гуннерика.

Король вандалов Гейзерих на монете и в изображении художников.
Король вандалов Гейзерих на монете и в изображении художников.

III. Отомщен ли Рим?

Римская империя этого периода уже была не та, что в прошлые века. Италия и Галлия утратили контроль, централизованная власть скорее занимала оборонительные позиции.

Через несколько лет после захвата Рима Гейзерихом воцарился император по имени Майориан. Он оказался неплохим правителем и храбрым человеком. К тому же, опытным воином. Именно ему некогда симпотизировала Евдоксия.

Вандалы все еще продолжали нападать и грабить римские города на территории современной Италии и других землях, принадлежащих Риму. Майориан решил отомстить за их деяния. Ему удалось собрать большую армию и построить флот из трехсот кораблей, чтобы с этими силами отправиться в Карфаген.

Но сначала он повел своих людей через Альпы, через Галлию и потом планировал пойти через территории Испании. Он выбрал этот путь, потому что рассчитывал пополнить свои силы по мере продвижения. Прежде, чем отплыть со своей армией в Карфаген, он очень хотел своими глазами увидеть, что это за народ эти вандалы, так ли они сильны у себя дома, как принято считать.

Поэтому император якобы покрасил волосы, переоделся и отправился в Карфаген, представившись посланником или посланником римского императора, прибывшим поговорить о мире. Гейзерих принял его с уважением и выказал гостеприимство, не зная, что перед ним император Майориан. Конечно, мир не был заключен. Император покинул Карфаген, получив как можно больше информации для нападения.

Однако, Гейзерих не стал дожидаться, пока римский флот нападет на его столицу. Узнав, что он находится в Карфагенском заливе, король подтянул туда собственные силы флотом и в один день сжег или потопил почти все римские корабли.

Рим устоял. Но, Риму не удалось отомстить. После этого вандалы стали более чем когда-либо ужасом Средиземноморья и всех граничащих с ним стран. Каждый год их корабли обходили берега от Малой Азии до Испании, нападая и грабя города на своем пути и унося пленных.

Все усилия римлян не смогли положить конец этим разрушениям. Император Лев, правивший восточной частью империи, снарядил в Константинополе большой флот, чтобы предпринять еще одну попытку подавить пиратов.

Флот по некоторым данным насчитывал более тысячи кораблей и порядка ста тысяч человек. Командование экспедицией было поручено Василику, шурину императора Льва.

Василик отплыл со своими кораблями в Африку и высадил армию недалеко от Карфагена. Гейзерих попросил перемирия на пять дней, чтобы обсудить условия мира, и перемирие было удовлетворено. Но хитрый вандал и не думал о мире. Ему нужно было только время, чтобы осуществить задуманный им план уничтожения римского флота.

Темной ночью во время перемирия, король в одном из своих самых больших кораблей собрал наиболее отважных своих воинов. Они тихо и осторожно поплыли меж римскими кораблями, таща за собой большие лодки, наполненные материалом, который легко мог сгореть.

Эти лодки были подожжены. Их соприкосновение с римскими судами послужило тому, что и римский флот был подожжен.

Пламя быстро распространилось, и в очень короткое время большая часть римского флота была уничтожена. Василиск бежал со всеми кораблями, которые мог спасти, вернулся в Константинополь.

Это была последняя попытка римлян покорить вандалов при Гейзерихе.

Гейзерик благополучно дожил до глубокой старости, и когда он умер в 477 году, все территории, которые он завоевал за свою жизнь, все еще оставались частью владений вандалов. Евдоксия была выкуплена византийским императором. Ее потомки и потомки Гейзериха стали королями вандалов, еще несколько поколений правя землями. Но, это уже другая история.

Изображения: вверху- Лициния Евдоксия, Петроний Максим; внизу; Майориан, Лев I.
Изображения: вверху- Лициния Евдоксия, Петроний Максим; внизу; Майориан, Лев I.

Гейзерих долгие 49 лет оставался королем вандалов. Застав смену нескольких императоров западной части Римской империи, он дожил до момента окончательного ее краха. Можно сказать, что внеся свой вклад в развал Рима, накануне своей собственной смерти он условно шагнул из Древнего мира в мир Средних веков.