Найти тему
Интересная фантастика

Умная космическая фантастика 21 века

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели. Решил я обратить внимание на современную зарубежную космическую фантастику. Давно не было обзоров таких книг на канале. В качестве примеров данной фантастики взял сегодня одни из лучших образцов направления. Книги, сочетающие твердую научную фантастику, динамику сюжета, интригу, и конечно Его Величество Космос или другие планеты. В общем, не буду долго рассуждать, поехали.

Изображение для заставки. Источник: https://mirkosmosa.ru/download/news/6/5146.jpg
Изображение для заставки. Источник: https://mirkosmosa.ru/download/news/6/5146.jpg

«Пробуждение Левиафана»» Джеймса Кори (2011)

Джеймс Кори, псевдоним авторского дуэта Дэниэла Абрахама и Тая Френка. Первый автор (Абрахам) получил свой шанс благодаря Джорджу Мартину, заметившему, в свое время, начинающего писателя и написавшего в соавторстве с Абрахамом несколько вещей. Тай Френк написал несколько новелл во Вселенных Звездных войн.

«Пробуждение Левиафана» первый совместный проект авторов и первый роман большого и удачного цикла «Экспансия», ставшего достаточно популярным как у читателей, так и у зрителей, в связи с экранизацией - одноименным сериалом, премьерный показ первого сезона которого состоялся в 2015 году.

Вселенная «Экспансии», это мир относительно близкого будущего. Через 100 – 150 лет от нашего времени, человечество расселилось по Солнечной системе. Освоен Марс, Пояс астероидов и некоторые спутники внешних планет.

В качестве музыкального сопровождения обзора поставлю один из санудтреков сериала "Экспансия". Включаем и читаем далее.

Земля представляет собой перенаселенную планету с большим количеством проблем. Огромные ресурсы выделяются на переработку отходов промышленной цивилизации, пищу, жилье и т.п.

Марс самый передовой мир Солнечной системы. Марсиане осуществляют программу терраформирования своей планеты. Нет безработицы, нет многих экономических и социальных проблем материнской планеты человечества. Марсиане продвинулись в развитии военных технологий. Их космический флот уступает по численности земному, но превосходит его по техническому оснащению.

В поясе астероидов и на спутниках внешних планет живет «космическая» ветвь человечества. Малая сила тяжести на их космических станциях привела к тому, что потомки первых землян, решивших жить в пространстве, потеряли возможность вернуться обратно на праматерь человечества. Жить при планетарной гравитации они не смогут. Тонкие кости, длинный рост, более больший размер головы – таковы внешние отличия облика «астеров» от планетников.

Жизнь на космической станции далека от идеала. Здесь имеет свою цену не только одежда, досуг, пища и кров, но и вода, воздух. Риск аварии, техногенной катастрофы, всегда висит над астерами. Зависимость от цивилизации планет и земных мегакорпораций внесли коррективы в менталитет астеров – глубокое отчуждение от обитателей планет.

На станциях Пояса и спутниках газовых гигантов популярность набирает организация «Альянс Внешних планет» (АВП). Она выступает за отделение Пояса от Земли и призывает астеров сплотиться против планетников. На Марсе и Земле АВП считают сборищем террористов. В то же время, Земля и Марс находятся в состоянии холодной войны. Таков фон первого романа цикла.

Космический грузовик «Кентрбери», доставляющий лед на станции Пояса, получает сигнал бедствия от корабля «Скопули». «Кентрбери» подходит к месту сигнала и фиксирует гибель «Скопули». Тут же он подвергается нападению неизвестного корабля, обладающего ракетным вооружением. «Кентрбери» взорван. Выживает лишь старший помощник Джеймс Холден с несколькими членами экипажа на спасательном челноке. Подозрения Холдена падают на марсианский космический флот.

В это же время, на станции пояса астероидов «Церера», полицейский – детектив Джозеф Миллер получает негласное задание от начальства приступить к поиску некоей Джули Мао. Девушка, наследница крупных капиталистов, владельцев одной из земных корпораций, проявив норов, сбежала от предков в Пояс Астероидов. Родители пытаются вернуть своенравное чадо домой. Поиски приводят Миллера к космическому кораблю «Скопули», на борту которого оказалась Джули Мао.

Как и принято в современной фантастике, нельзя отнести книгу к одному жанру. «Пробуждение Левиафана» это, конечно же, современная космическая опера с умным и в то же время динамичным сюжетом. Космические корабли, политические планетарные государства и силы, другие, присущие космическим операм, сюжетные ходы, имеют место быть. В то же время, неплохо авторы закрутили с детективной и триллерной составляющей. Очень органично в книгу вплетена социальная фантастика. Общество «астеров», его своеобразие, противоречия и особенности, мастерски подаются авторами читателю. Плюс ко всему, это не просто космическая опера с хорошим сюжетом и миром. В книге заложена научно-фантастическая идея.

Неплохими получились герои. Нешаблонными. Со своими индивидуальными особенностями. Не только главные герои - часто неуместно благородный Холден и раздавленный работой и жизнью, циничный Миллер, но и персонажи второстепенные, эпизодические.

Сериал:  Миллер и Холден. Источник: https://test.mirf.ru/book/prostranstvo-dzhejms-kori/
Сериал: Миллер и Холден. Источник: https://test.mirf.ru/book/prostranstvo-dzhejms-kori/

Не скрою, до прочтения книги, я смотрел сериал, первый его сезон.
Он произвел на меня положительное впечатление – космос, много космоса. Книга, как и положено литературному первоисточнику, оказалась глубже, более многогранна.

По итогу, всем советую к прочтению, если не сталкивались до этого. Отличная, почти безупречная, современная фантастика.

Источник изображения: https://www.spbdk.ru/catalog/item-probuzhdenie_leviafana/
Источник изображения: https://www.spbdk.ru/catalog/item-probuzhdenie_leviafana/

Адриан Чайковски «Дети времени» (2015)

Большинство идей современной научной фантастики были обыграны еще более чем полвека назад, во времена «золотого века» англо-американской фантастики. Тем не менее, качественная современная научная фантастика остается крайне востребованной. Ну, потому что создать ее – задача почти нетривиальная.

Довольно известный современный британский фантаст А. Чайковски, как раз из авторов, умеющих сделать это. «Дети времени» наиболее раскрученное произведение автора.

В далеком будущем человеческая цивилизация достигла больших высот. Люди научились покорять пространство и путешествовать к другим звёздам. Они открыли другие планеты, стали изучать их и готовить к терраформированию, чтобы сделать новым домом для человечества или для иных причин.

На одной из терраформированных планет готовится грандиозный эксперимент. С помощью генномодифицирующего нановируса ученые Земной империи решают подстегнуть эволюцию приматов. Именно для этого в новом мире воссоздается экосистема Земли.

Я не очень хочу раскрывать подробности сюжета романа. Ограничусь лишь основным главным сюжетным ходом, как часто бывает, «что-то пошло не так». Вместо цивилизованных приматов, вирус «награждает» разумом один из видов членистоногих – пауков. Книга уделяет много внимания именно этапам становления паучьей цивилизации. Автор мастерски раскрывает перед читателями данный процесс, что делает роман практически чистой твердой научной фантастикой. Однако, это не скучная книга с нудным перечислением каких-то идей. Чайковски в роман стиля Hard Sci-Fi добавляет динамику и действие. В итоге, получилось цивилизационное противостояние людей и пауков на отдельно взятой планете с довольно оптимистичным финалом.

Источник: https://oz.by/books/more10924788.html
Источник: https://oz.by/books/more10924788.html

Безусловно, «Дети времени» нужно читать любому человеку, желающему получить представление о современной фантастике. Я же хочу отметить один нюанс книги, оттенок послевкусия после прочтения – налет безысходности, обреченности, бессилия человека перед временем и Вселенной. Наблюдаю данное явление во многих современных фантастических произведениях. К примеру, такое есть в известном фильме «Интерстеллар» или подобном кино с Бредом Питтом 2019 года «К звёздам», одном из самых известных современных научно-фантастических романов Питера Уоттса «Ложная слепота» и др. Не могу сказать, что обреченность - явление повсеместное в современной фантастике. Так, в «Пробуждении Левиафана» Кори такого нет. Несмотря на все проблемы развития и застой, раса «астеров» - молодая и задорная ветвь человечества, за которой будущее. Но все же, чуть ли не большинство современной фантастики с толикой горчинки.

Думаю, что дело в безыдейности нашего времени. Модерн кончился, а постмодерн не предлагает ничего нового. Он лишь констатирует кончину идеалов индустриального мира, которые больше не подходят людям. Не на что опереться, а отсюда и такая минорная нота в фантастике. Этот жанр современного творчества наиболее восприимчив к перспективам развития.

Но это я уже отвлекся и перешел на собственные мысли. По представленным книгам я сделал более менее подробный отчет. Читайте фантастику, а я буду продолжать искать для вас хорошую литературу всех направлений нашего жанра.

Подписывайтесь на "Интересную фантастику" ВКонтакте - уведомления о выходе новых обзоров статей данного канала Дзен и много иной интересной информации о фантастике https://vk.com/infantastika