Найти в Дзене
Петр Власов

Русско-японская война: канонерки и минно-тральные корабли Порт-Артурской эскадры

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Не обладавшие ни эффектным видом, ни высокой огневой мощью, подобной главным ударным кораблям флотов, небольшие канонерские лодки и вспомогательные корабли, тем не менее, тоже играли огромную роль в войне. Русские канонерки обеспечивали оборону гавани Порт-Артура и осуществляли артиллерийскую поддержку оборонявшим крепость сухопутным войскам. А разнообразные почти невооруженные «вспомогачи», хоть и не участвовавшие непосредственно в артиллерийских дуэлях и торпедных атаках, зачастую своими действиями приводили к серьезным потерям противоборствующих сторон, временами даже определяя исход сражения или операции. Так, именно действия японских минных заградителей лишили 1-ю Тихоокеанскую эскадру флагманского броненосца и лучшего адмирала русского флота. А удачные минные постановки русских транспортов стали причиной гибели двух японских броненосцев, крейсера и нескольких миноносцев; кроме того, еще целый ряд кораблей противника после подрыва на русских минах был вынужден встать длительный ремонт…

КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ

Канонерская лодка «Отважный» Порт-Артурской эскадры (в довоенной окраске)
Канонерская лодка «Отважный» Порт-Артурской эскадры (в довоенной окраске)

Порт-Артурская эскадра располагала четырьмя канонерскими лодками; эти небольшие артиллерийские корабли предназначались для сторожевой службы, охраны гавани, а так же для обстрелов вражеских сухопутных войск, действующих в прибрежных районах.

Самой старой канонеркой Порт-Артурской эскадры являлась лодка «Бобр», вступившая в строй еще в 1885 году. Этот небольшой, плоскодонный, едва превышавший 1.000 тонн водоизмещения корабль мог двигаться со скоростью 11,2 узла; он имел бронированную палубу (12,7 мм) и довольно тяжелое для своих небольших размеров (но в основном старое) артиллерийское вооружение: 1х229-мм, 1х152-мм, 6х107-мм и 4х37-мм орудия.

Однотипные канонерские лодки «Гремящий» (1893 г) и «Отважный» (1894 г) являлись развитием проекта «Бобр» увеличенных размеров и водоизмещения. Они получили более основательное бронирование: палуба 19-38 мм, рубка 25 мм, и даже броневой пояс (по примеру броненосцев) 70-127 мм; вид брони – устаревший стальной. Вооружение поначалу соответствовало типу «Бобр»: 1х229-мм, 1х152-мм орудия; но перед войной (в 1903 г) его дополнили более современными скорострельными 4х75-мм и 6х47-мм пушками. Кроме того, «Гремящий» и «Отважный» несли каждый по 2х381-мм торпедных аппарата и 20 мин заграждения. Будучи в полтора разу тяжелее «Бобра» эти канлодки «бегали» более «резво» - они давали 14,2 узла скорости.

Канонерка «Гиляк», вступившая в строй в 1898 году, имела более легкое, зато более современное вооружение: 1х120-мм, 5х75-мм, 4х47-мм, 2х37-мм орудия и 1 торпедный аппарат. Бронирование «Гиляка» полностью соответствовало бронированию «Бобра» - палуба 12,7 мм. Скорость нового корабля была несколько выше – 12 узлов.

Состав отряда канонерских лодок

-3

УЧАСТИЕ КАНОНЕРОК В БОЯХ:

Во время осады Порт-Артура все эти канонерки активно использовались для сторожевой службы и артиллерийской поддержки войск, оборонявших крепость. В начале августа (5.08.1904) при одном из выходов для обстрела противника канлодка «Гремящий» на внешнем рейде Порт-Артура подорвалась на мине и затонула (8 убитых, 12 раненых). Канонерки «Гиляк» и «Бобр» погибли на внутреннем рейде Порт-Артура под 280-мм снарядами японской осадной артиллерии после того, как занявшие гору Высокую японцы начали прицельный расстрел русских кораблей. «Гиляк» затонула после прямого попадания 25 ноября, а «Бобр» - 13 декабря 1904 года. Спасаясь от обстрела и для прикрытия артиллерийским огнем готовившегося к прорыву броненосца «Севастополь» канонерка «Отважный» перешла в бухту Белый Волк. Там, скрытая от глаз японских артиллерийских корректировщиков, канлодка приняла участие в отражении множества атак японских миноносцев на русский броненосец, а получив известие о капитуляции крепости, экипаж «Отважного» 19 декабря затопил свой корабль, чтобы он не достался врагу.

МИННО-ТРАЛЬНЫЕ СИЛЫ 1-й ТИХООКЕАНСКОЙ ЭСКАДРЫ

Минный транспорт «Амур» в окраске военного времени
Минный транспорт «Амур» в окраске военного времени

В составе Порт-Артурской эскадры к началу войны с Японией имелось два специализированных минных транспорта одного типа: «Енисей» и «Амур». (Минные транспорты – так по классификации того времени; сегодня такие корабли называют минными заградителями) Данные корабли водоизмещением 2.500 тонн (оба вступили в строй в 1901 г) имели оригинальную систему постановки мин по проекту лейтенанта В.А. Степанова, которая обеспечивала установку 10 мин в минуту. На начало ХХ века это были лучшие в мире минные заградители специальной постройки. Они могли двигаться со скоростью 18,1 узла, и при 10-узловом ходе достигали дальности 3.600 миль. Вооружение «Енисея» и «Амура» состояло из 5х75-мм и 10х47-мм пушек; главное же оружие каждого транспорта представляли 450 мин заграждения.

«Енисей» и «Амур» предназначались для постановки минных заграждений на путях противника. А вот для траления японских минных постановок в Порт-Артуре использовались минные крейсеры. Вообще-то минные крейсеры являлись предшественниками истребителей (эскадренных миноносцев), и поначалу они проектировались для борьбы с малыми миноносцами противника. В сравнении с появившимися вскоре эскадренными миноносцами минные крейсеры обладали значительно худшей мореходностью, более низкой скоростью и артиллерийским вооружением только самых малых калибров. Поэтому с постройкой достаточного количества миноносцев устаревшая концепция минных крейсеров вынудила морское командование использовать эти корабли только для вспомогательных целей: для конвойной, сторожевой и траль­ной службы.

В Порт-Артурской эскадре находилось два корабля этого класса: «Всадник» и «Гайдамак» (оба вступили в строй в 1894 г). Их максимальной скоростью были 22,5 узла; дальность 10-узловым ходом достигала 1.600 миль (однако при такой дальности из-за плохой мореходности минные крейсера не рисковали удаляться в открытое море, действуя в прибрежных районах). Их вооружение состояло из 6х47-мм, 3х37-мм пушек и 2х381-мм торпедных аппаратов.

Состав минно-тральной службы 1-й Тихоокеанской эскадры

-5

УЧАСТИЕ МИННЫХ ТРАНСПОРТОВ В ВОЙНЕ:

Головной корабль серии минных транспортов «Енисей» участвовал в войне всего три дня, успев за это время осуществить 3 минные постановки (выставил 400 мин). На последней постановке 29 января 1904 г в районе порта Дальний при маневрировании «Енисей» занесло на его же только что выставленное заграждение; корабль подорвался на мине и затонул (погибло 89 человек, ранено 35). Среди погибших был и командир «Енисея», капитан 2 ранга В.А. Степанов, автор этого проекта; он отказался покинуть тонущий корабль и вместе с ним ушел на дно. Впоследствии на этом же заграждении подорвалось и погибло японское военное судно.

«Систершип» «Енисея» минзаг «Амур» за время участия в войне провел 7 минных постановок, выставив 439 мин. На его заграждениях противник потерял 2 броне­носца («Хацусе» и «Ясима»), посыльное судно, истребитель и миноносец. При выходе 28 марта «Амур» получил повреждение корпуса, наскочив на затопленный японцами у входа в Порт-Артурскую гавань брандер. После ремонта «Амур» вновь приступил к минным постановкам, но 3 июня он пропорол днище о подводный камень и вновь встал на ремонт. К тому времени в Порт-Артуре закончились мины заграждения, и из-за отсутствия главного оружия «Амур» стали использовать как плавбазу.

5 декабря «Амур» был поражен огнем японской осадной артиллерии, методично расстреливавшей стоявшие в гавани русские корабли, и лег на грунт (надстройки торчали над водой); а 20 декабря перед сдачей крепости экипаж «Амура» взорвал свой полузатопленный корабль, чтобы враг не мог его отремонтировать и ввести в строй своего флота.

Как уже говорилось выше, быстро устаревшие как вид атакующих кораблей минные крейсеры при обороне Порт-Артура активно использовались для конвойной, сторожевой и особенно траль­ной службы. Этим они занимались на протяжении всего 1904 года. А в конце обороны Порт-Артура, после потопления японской артиллерией крупных кораблей русского флота, настал черед и небольших минных крейсеров. «Всадник» был расстрелян и потоплен 2 декабря, а 20 декабря перед сдачей крепости экипаж «Гайдамака» затопил и его (правда, впоследствии оба этих корабля были японцами подняты и отремонтированы).

Русско-японская война: состояние флотов

Русско-японская война: Порт-Артурский отряд броненосцев

Броненосные корабли японского флота

Порт-Артурские крейсера

Японские крейсера 1-й и 2-й эскадр

Японские крейсеры 3-й эскадры

Миноносцы Порт-Артура

Русские стационеры

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.