В настоящее время, с ростом высоких технологий и объемов производств, различных сферах профессиональной деятельности, человек испытывает большие нагрузки. И в то же время усложнение и автоматизация процессов производительности предъявляют к человеку способности к быстрым точным движениям, высокой концентрации внимания, быстроту реакции и т.д. Что бы успешно решать поставленные трудовые задачи необходимо иметь потенциал в различных видах двигательных координаций. Эти двигательные качества на прямую зависят от работы головного мозга и развития центральной нервной системы человека. Наиболее благоприятный возраст для развития двигательных координаций является дошкольный и младший школьный возраст, в данном возрастном периоде активно формируются нервно – психические процессы, двигательная память. Применение специальных двигательных упражнений ведет к формированию у ребенка различных определенных навыков. И чем богаче набор двигательных качеств, тем легче во взрослой жизни будет справляться с жизненными двигательными препятствиями. А двигательная находчивость постепенно перерастает в умственную находчивость. Например: как сложно вначале ребенку научиться езде на велосипеде, удержать равновесие и в то же время крутить педали, а еще нужно смотреть по сторонам. Но после различных неудачных попыток, разных падений ребенок сам едет. И уже этот навык он не забудет никогда. Или как важно уметь хорошо плавать. Но если научился держаться на воде, то это будет на всю жизнь. Двигательная активность ребенка близко связана с ловкостью. Так как ловкость врожденное качество и виды двигательных координаций индивидуальны. Можно с младшего школьного возраста определить какой вид двигательной координации наиболее развит у ребенка. Характер ребенка определяет его двигательную активность. И если во время распознать предрасположенность ребенка к определенному виду двигательной координации можно помочь ему в выбору спортивной специализации, различных видах творческих занятий. Например на детской площадке можно увидеть, как дети проявляют свою активность. Кто то хорошо бегает играя в салки, ловко уворачивается, что бы его не поймали, быстро и эффективно изменяет направление движения. Такой вид двигательной активности определяется, как способностью дифференцировать параметры движений. Близкие виды спорта легкая атлетика, лыжные гонки, конькобежный спорт, спортивные игры и.тд. Есть дети, которые любят залезать на возвышенность, висеть, выполнять движения в условиях вестибулярных раздражений. Определяются способность ориентироваться в пространстве. Такие качества необходимы в видах спорта, как гимнастика акробатика, борьба. А бывают дети в основном девочки, которые просто любят танцевать, имеют хороший музыкальный слух, запоминают танцевальные движения. Такие виды координаций определяются способностью к ритму согласованию движений, люди имеют яркий импульсивный темперамент. Здесь однозначно подойдут танцы, художественная гимнастика, фигурное катание и.тд. И соответственно жизненная активность человека будет определяться развитию двигательной ловкости, что в свою очередь помогает выбору будущей профессии. У нас во взрослой жизни хорошо получается то, что было заложено в детстве.
Тесты которые определяют различные виды двигательных координаций и преимущественная направленность к виду спорта.
Определение общего развития двигательных координаций:
челночный бег (3х10 м); три кувырка вперед; метание теннисного мяча на дальность, на точность попадания; ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.
(Общие для всех циклические и ациклические локомоции)
Cпособности к ориентированию в пространстве:
бег к пронумерованным ориентирам; маятник – бросок – цель; ходьба (подскоки) к цели (Прыгуны в воду, батутисты, спортивные игры, акробаты навыки нужные летчикам космонавтам и.тд)
Способности к дифференцированию параметров движений:
Метание теннисного мяча рукой на точность “ ведущей “ и “ неведущей “ Прыжки в длину с места с минимальным увеличением дальности прыжка в очередной попытке. Катание мяча рукой и ногой на точность остановки; Подвижная игра – тест борьба за мяч, пятнашки ( Спортивные игры, легкая атлетика, плавание, стрельба, Лыжные гонки и биатлон ит.д.
Тесты для определения способности к равновесию:
Сохранение устойчивой позы после поворотов кувырку и.тд.; балансирование на гимнастической скамье; повороты на гимнастической скамье; стойка на одной ноге. (Фигурное катание, гимнастика, горнолыжный спорт, альпинизм; необходимые качества строители монтажники, моряки ит.д)
Тесты для определения способности к ритму и темпу и согласованию движений:
Спринт в заданном ритме; сохранение ритма; точный темп бега на 30м.; ассиметрично согласованные движения, рук, ног, различной координационной сложности; прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов; перешагивание гимнастической палки удерживаемой руками; О.с. – упор присев- упор лежа- упор присев- о.с.(спортсмены занимающиеся сложнокоординационными видами спорта гимнастика, акробатика, синхронное плавание, фигурное катание, танцы)