Найти тему
Перекрестки Истории

Филипп царь Македонский - но не отец Александра (окончание)

Всех приветствую на моем канале. Спасибо, что читаете и уделяете время.

В предыдущей статье я вкратце рассказал о Филиппе V - предпоследнем царе Македонии династии Антигонидов. Но в основном коснулся событий которые пришлись на время правления Филиппа и немного о мероприятиях, что он проводил, как правитель Македонской державы. Собственно о самой личности, семье и отношениях Филиппа сказано было мало - в основном только о его сыновьях, что жили дружно до определенного момента, пока Рим "черной кошкой" не пробежал между братьями. В этой статье расскажу больше о самом Филиппе V, как о личности.

Ранее уже говорилось, что македонская знать и в целом македонский народ надеялись, что юный царь - а вступил он на царство после смерти своего дяди и опекуна Антигона III Досона в 221 году до н.э. - вернет македонскому народу утраченные богатства, а Македонскому царству былые могущество и славу.

И основания, по крайней мере династические, у подобных надежд были.

Предки Филиппа V Македонского

Филипп был сыном Деметрия II и внуком Антигона Гоната - известных македонских царей - потомков Антигона I Одноглазого, бывшего сподвижником не только Александра Великого, но и его отца - Филиппа II.

Матерью молодого Филиппа была Фтия - эпирская царевна, дочь царя Александра II Эпирского, то есть внучка знаменитого Пирра, состоящего в родстве с Олимпиадой Эпирской - матерью Александра Македонского. Для македонян, греков, да и вообще народов Древнего Мира этот факт имел весомое значение - то что юноша был отпрыском двух именитых македонских и эпирских родов. Впрочем - в реальности это, разумеется, не имело какого-либо серьезного значения.

Дядя Филиппа V и опекун, Антигон III Досон умер в 221 году до н.э., от серьезной болезни - предположительно туберкулеза, или воспаления легких. Это был человек опытный в политике и достойный военачальник и его смерть, несомненно, повлекла негативные последствия для Македонии. Антигон прекрасно разбирался в обстановке окружающей Македонию, причем не только на Балканах, но и за морями - в Италии, Азии, Африке имел большой вес и авторитет не только внутри государства, но и за его пределами. Возможно, если бы Антигон прожил еще с десяток лет судьба Македонии могла быть иной - но это всего лишь предположения.

Македония в конце III - начале II вв. до н.э. накануне Второй Македонской войны
Македония в конце III - начале II вв. до н.э. накануне Второй Македонской войны

Филипп V вначале своего правления

Случилось так, что Филипп V принял власть в Македонии шестнадцатилетним юношей. Антигон оставил после себя что-то вроде "Совета безопасности" в лице пяти знатных македонян - Апеллеса, Леонтия, Мегалея, Тавриона и Александра. Но как это часто бывает - юный царь мало прислушивался к мнению советников, ценя лишь двоих из них - Леонтия - который был военачальником и Мегалея - главы царской канцелярии. Впрочем, вскоре даже их советы перестали быть для Филиппа авторитетными и предпочитал он больше решать дела со своими друзьями - сверстниками из македонской знати, что отнюдь не способствовало успешному решению вопросов.

Личные качества предпоследнего македонского царя

Древние авторы - в том числе Полибий - ахейский стратег, проживший долгое время в Риме и в целом относящийся к Филиппу и к Македонии враждебно, отмечали в царе такие качества как образованность, гибкий ум, искусство оратора, способность мгновенно концентрироваться даже в самых казалось бы безвыходных ситуациях и действовать, хорошие способности военного стратега и личную храбрость.

Филипп выступал перед народными собраниями ахейцев и их союзников и заслуживал одобрения и овации. Едва старше шестнадцати лет он уже вел военные компании в Эпире, лично участвовал в штурме города-крепости Амбрак, а позже в Пелопонессе также личным примером храбрости воодушевлял македонских солдат.

Тит Ливий, тоже относящийся негативно к Македонии и к ее царям, отмечал личное мужество и воинское мастерство Филиппа, описывая эпизод, когда в самом начале Первой Македонской войны еще в 215 году до н.э. Филиппу пришлось едва ли не в одиночку принять бой против римских всадников, он не отступил со своей позиции и отбивался от врагов пока не подоспела подмога - царские всадники - телохранители.

Атака тяжелой конницы македонян на позиции римлян.
Атака тяжелой конницы македонян на позиции римлян.

Одновременно с яркими положительными личными качествами Филипп обладал и негативными чертами. Вероломство, жестокость, безнравственность и бесчестность часто брали верх в поведении македонского царя. Разумеется эти черты были присущи многим знаменитостям того - и не только того времени. И до Филиппа и после него практический все правители, военачальники, известные государственные деятели сочетали в себе позитивные и негативные черты, иначе они бы просто не протянули дня в жестком внутреннем и внешнем окружении.

В отношении Филиппа проблема была в том, что негативные проявления его личности в итоге приводили к серьезным последствиям для Македонской державы и македонского народа. Резня устроенная македонянами в Мессении; любовная связь с женой своего союзника - ахейского стратега Арата Младшего - причем в его же собственном доме, что было нарушением не только морально-этических, но и религиозных норм того времени в Греции и вообще в цивилизованном Средиземноморье; клятвопреступления, распутства и другие "художества" македонского царя в итоге заставили отвернуться от него большинство бывших союзников греков. Уже после кончины Филиппа, в Греции и в других частях Средиземноморья помнили его похождения в Аргосе, когда на Немейских празднествах македонский царь смешался с толпой и предавался распутству с разными женщинами.

Ко всему выше указанному набору негатива прибавилась неспособность Филиппа договариваться и привлекать на свою сторону сильных союзников. И если договор Филиппа с Ганнибалом так и остался не реализованным по причине больше непреодолимых внешних обстоятельств, то привлечение на свою сторону в то время еще очень мощное царство Селевкидов с ее правителем Антиохом III и сильные фракийские и кельтские племена с Севера Филипп вполне бы мог осуществить.

Македонская фаланга атакует римский легион.
Македонская фаланга атакует римский легион.

К моменту появления на греческом побережье Адриатики римских легионов македоняне остались по сути в одиночестве.

Римляне же наоборот - сумели привлечь на свою сторону почти всю Грецию в том числе бывших союзников Филипп - ахейцев, часть Эпира, Иллирии, а также давних противников Македонии - Пергамское царство и остров Родос свалив тем самым значительную часть военных издержек на своих союзников.

Дипломатические просчеты на начальном этапе компенсировались полководческими умениями Филиппа, его способностью эффективно руководить войсками, быстро перебрасывать воинские подразделения из одной области в другую по внутренним коммуникациям. Эффективно показала себя введенная в Македонии при Филиппе V  система огневых сигналов, когда определенные сообщения, имеющие стратегическую важность передавались с помощью сигнальных костров - практически такая же система была продемонстрирована а эпике Питера Джексона "Властелин Колец: Возвращение Короля".

О способностях Филиппа, как полководца и стратега положительно высказывался даже Ганнибал - лучший и самый результативный военачальник посталександровской эпохи.

Тем не менее финал главного действа всей жизни Филиппа V - противостояния Македонского царства и Римской Республики в итоге, как известно, завершился поражением царя. А превращение Македонии из великой державы древности в вассальное, зависимое от Рима государство было, несомненно тяжким ударом для македонян и Филиппа V - как македонского правителя особенно.

Тесный бой между македонским бойцом и римским легионером
Тесный бой между македонским бойцом и римским легионером

После поражения в войне с Римом

Историки отмечают резкую перемену в характере македонского царя. Филипп стал более скрытным, эмоционально неустойчивым, часто принимал решения основанные на мгновенной эмоциональной реакции, и, чего раньше с ним случалось довольно редко - стал скор на расправу с людьми из своего ближайшего окружения.

Первоначально римляне еще проявляли уважение и такт к побежденному царю, особенно когда шла война с царем Селевкидской державы Антиохом III, в которой Филипп поддержал римлян и даже участвовал в боевых действиях на стороне Рима в Греции. А в решающей битве с армией Антиоха - битве при Магнесии 189 года до н.э. две тысячи македонян в составе римских войск сыграли одну из ключевых ролей.

После окончания войны с Селевкидской державой в 188 году до н.э. от былого римского благородства в отношении Филиппа и Македонии не осталось и следа. Римляне стали проводить все более жесткую политику в отношении македонян, все сильнее ограничивали, "закручивали гайки", вводили как бы сейчас выразились "новые санкции в дополнение к ранним".

Потому остаток своего правления, вплоть до смерти в 179 году до н.э. Филипп был одержим идеей новой войны против ненавистной западной державы, лишившей его самого как царя и Македонское царство былого могущества и славы. Возможно он даже преуспел в подготовке, потому как древние историки - тот же Тит Ливий писали, что у царя все было готово к новой войне и умер он как раз к моменту реализации своего плана. Но скорее-всего это преувеличения древнеримских и древнегреческих историков.

О личной жизни Филиппа сказано мало - древние источники не донесли до нас более менее полной информации. Известно, что от первого брака царя родился его старший наследник - будущий последний царь Македонии - Персей. От второго брака у Филиппа было, предположительно, четверо детей - сыновья Деметрий и Филипп, а также две дочери - известно имя только одной из них - Апама. Есть предположение, что Персей был сыном Филиппа и его любовницы (наложницы) Поликратии Аргосской, той самой, что Филипп вероломно совратил в доме своего гостеприимца и союзника - ахейского стратега Арата. Однако древние историки не приводят таких фактов.

Деметрий - второй сын Филиппа был убит по приказу отца после обвинений в измене со стороны старшего брата - Персея. Младший сын - тоже Филипп был усыновлен Персеем после воцарения на македонском троне, но судьба его оказалась тесно связана со старшим братом и была трагичной.

Сам Филипп, в течении 42 лет управлявший Македонией умер в возрасте 59 лет.

Спасибо, что дочитали! Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал!

С уважением, Vlad Marcus.