Часть третья
В прошлый раз мы говорили о том, как менялся СКС в интервале с 1949 по 1952 год. И как то так получилось, что ни слова не было сказано о практическом применении, о практическом использовании СКСа.
А потому начнем с начала. СКС изначально был призван заменить в строевых частях винтовку и карабин Мосина. Понятное дело, СКС не мог заменить снайперские винтовки, а потому винтовки Мосина с оптическими прицелами продолжали служить, как служили. Некоторые и по сию пору служат.
А вот карабины Мосина, закончив службу в армии или на флоте, шли тремя основными путями: распределялись по судам с особыми районами плаванья, ехали на полярные станции, в геологические партии или еще куда подальше. Ко всем тем, кто по долгу службы был вынужден находиться не то, чтобы вдали от цивилизации. А скорее, как у Городницкого, когда "на сто губерний ни огня, ни человека".
Другие проходили арсенальный ремонт с заменой некоторых частей и укладывались на полки и стеллажи складов в качестве мобзапаса. Чтобы в случае дня Д и часа Ч - было что раздавать народному ополчению или там партизанам.
А некоторые, после арсенального ремонта, уезжали бороться с расизмом. Бороться путем сокращения численности разноцветного населения всевозможных экзотических стран. Умение стрелять не имело большого значения - мосинские винтовки да и карабины вполне себе заменяли привычные в тех краях копья. Опять же, на патронах какая экономия!
СКСами же наполняли строевые части в СССР и странах Варшавского договора.
Но век СКСа в пехоте оказался недолог - ему на пятки наступал автомат Калашникова.
Пока автоматы были с фрезерованными ствольными коробками - их было не так и много. Изготовление одного автомата требовало столько же примерно времени и затрат, что и карабина. Но в 1959-м году получилось наладить массовое производство АКМов со штампованными ствольными коробками, что означало переход от серийного производства к массовому. И стоимость изготовления одного автомата снизилась примерно втрое, то есть экономическая составляющая решила дело. Во времена Кукурузо Великого считалось хорошим тоном ухрущать все подряд- то есть, упрощать и удешевлять .
Нет, никто не стал никого перевооружать, снимать что-то с вооружения и так далее - тогда еще не наступила эпоха молодых эффективных пи... ээээ, прощу прощения, менеджеров, конечно же.
Просто по мере насыщения армии и флота автоматами - карабины стали передавать тем, кому они больше подходили по условиям службы. И СКСы, замененные автоматами у одних, продолжили службу у других. В ПВО, в ВОХРе, в железнодорожных войсках. Словом, во всех тех адресах, по которым до этого карабины Мосина служили. И к началу "золотых семидесятых" СКСы стали попадать в руки биологов, зоологов и тому подобных -ологов.
Отсталой страной был этот СССР, мог себе позволить содержать немалый штат работников умственного труда. Умственного - не просиживающих штаны в теплых и безопасных НИИ. А работающих на переднем крае науки - в полях, в лесах, в горах. Например, Михаил Арсентьевич Кречмар, впоследствии автор целой полки книг о животных и об охоте, отработал два полноценных сезона в Институте биологических проблем Севера. Были и такие научные заведения. Что характерно, основанные для работы в выбранном направлении, а не с целью освоения годового финансового плана.
И те научные работники, кому доводилось встречаться с медведем, имея в руках не карабин Мосина, а карабин Симонова - оценили его по достоинству. Когда нет нужды дергать затвор после каждого выстрела, а достаточно лишь отпустить хвост спускового крючка и нажать его снова. И проделывать это до тех пор, пока хомяк-переросток не перестанет выражать недовольство от лишних отверстий в организме.
Понятное дело, эффективность уверенного поражения объектов животного мира в немалой степени зависела, да и сейчас зависит от конструкции пуль. А в те годы особого разнообразия не было - все снабжались одинаково. И основным типом пуль в патронах, которыми снабжались полевые работники - была и оставалась пуля ПС. Со свинцовой рубашкой и сердечником из мягкой, малоуглеродистой стали.
Тем не менее, СКС позволял компенсировать недостаточное умение числом.
Основным же охотничьим карабином СКС стал в конце 80-х. В те годы в воздухе ощутимо пахло переменами. И как-то так получилось, что первым шагом к расширению круга владельцев нарезного оружия стало снятие ограничения на использование военных калибров на охоте. И как следствие, появление в названии карабина двух дополнительных букв. СКСы стали превращаться в ОП-СКС. Охотничье-промысловый самозарядный карабин Симонова. Соответственно, СВТ-40 стала ОСК-88(охотничий самозарядный карабин образца 1988 года), а карабин Мосина превратился в КО-44(карабин охотничий, образца 1944 года).
Эти карабины стали появляться у егерей и охотоведов, а также у охраны заповедников и заказников. И у очень ограниченного круга "самых обыкновенных охотников", как правило, обличенных немалыми служебными и/или должностными полномочиями. Охота в те годы была увлечением, все еще модным и популярным. Тогдашний Меченый Прораб Перестройки охотой не интересовался вовсе и оттуда же начались равнение на европку(с), хуманизЬм(с) и все теперешнее травоядно-зоошизоидное безумие.
А в конце 80-х любой, практически любой нарезной карабин под патрон центрального боя был вещью статусной. Если сравнивать с автомобилями, то где то посередине между крайне модной, статусной и дорогой "ВАЗ-2107" и только вышедшей в народ "Волгой" модели 24-10. Переводя на язык современных ценностей - между "Mercedes" S-класса и каким-нибудь "Rolls-Royсe" вдвое дороже S-класса, и купленным, что характерно, за наличные. Вазовскую восьмерку еще не все успели тогда распробовать.
После того, как через пару лет Великая Страна стала кучкой непонятно от кого независимых территорий, все в очередной раз поменялось. Оружейные заводы. вдруг обнаружившие, что заказы от Министерства Обороны куда то делись, стали искать способы выжить. И на гражданский рынок хлынула первая волна конверсий. Лихорадочных переделок армейской стрелковки под гражданские нужды. ЦКИБ, ИжМех, ТОЗ , ВПМЗ - все подхватили идею. Неведомыми путями полученные со складов СКСы и СВТ сначала продавались в виде, как есть. Потом на карабинах стали появляться набитые, нацарапанные, выжженые новые обозначения - ОП-СКС и КО-СКС.
Следующим шагом стало массовое отпиливание приливов под штык. Зачем - непонятно, но отпиливали. Где аккуратно, с закруглением краев и последующим воронением. А где то просто - неровный ножовочный спил.
Дальше-больше. В 1993ем ввели первую версию оружейного законодательства и теперь на всех образцах бывшего боевого оружия сверлили ствол и вваривали штифт. Для отличий в следообразовании на пуле.
Говоря про ствол, не могу не вспомнить совершенно маразматическую городскую легенду про "шустованные стволы".
Что якобы, при огражданивании некие нехорошие люди по заданию партии и правительства что-то прогоняют по стволу вроде шарика из вольфрама или даже обедненного урана и снимают со ствола три (почему три?)сотки.
И получался ствол не 7,62, а 7,65 и пуля точно не летит. И что это делали умышленно, чтобы охотники слишком точно не стреляли. Именно этой ужасной правдой объясняли тот факт, что СКСов 7,62 не найти. А некоторые стволы так шустовали, что пуля проваливалась в ствол под собственным весом и что партию таких карабинов вот только что продали - вдохновенно врали продавцы.
А эти, которые сейчас в продаже - они хорошие. И лет 15-20- при перерегистрации отечественных нарезных карабинов непременно звучал вопрос - не шустованный ли ствол.
Оттуда же и пришла тема - фотографировать карабин с патроном - пуля утоплена в дульный срез
Появление же характерной воронки на дульном срезе обуславливается не каким то бредовым шустованием, а естественным износом и/или же тщательной чисткой с дульного среза стальным же шомполом.
Вот что действительно стоит считать верхом идиотизма производителей - штифт, ввареный в прицельную планку, чтобы нельзя было поднять хомутик прицельной планки выше цифры "3". Большей глупости в жизни встречать не доводилось.
И от себя добавлю - если бы кому и захотелось отстрелять мордатого борова - то не промахнулись бы, прицелившись только по стволу - как в Наставлении, в темное время суток. Когда не видны прицельные.
Примерно в это же время появилась охотверсия СКСа - на ТОЗе изготовили традиционную по строю ложу, с черненым носком и всечкой латунной проволокой - как на штучных МЦ-20-01. И назвали это дело ТОЗ-87"Архар"
Сам по себе СКС, в своем первозданном виде - для использования на охоте не требовал и не требует никаких дополнений.
Да, чехол необходим, закон того требует. Да, ремень добавляет удобства при переноске. Можно взять оригинальный, армейский. А можно любой другой, лишь бы подходил.
А так- СКС один из немногих карабинов, которому даже магазины не требуются. Его можно кормить патронами с ладони, а патроны держать в кармане или в подсумке.
А можно повесить на пояс оригинальный подсумок. И положить в него снаряженные обоймы. Или взять модный гражданский подсумок - кожа, ткань - вариантов масса. Для особо продвинутых в вопросах снаряжения есть более интересные варианты.
На нашитую на одежду базу стандартной застежки "Репейник" можно закрепить патронташ. Мощный резиновый жгут не позволяет патронам выпадать под собственным весом. Вместе с тем они извлекаются легче легкого - подцепил ногтем за проточку и достал.
Стоит отметить, что снаряжение магазина из обоймы требует навыка. И обоймы дружат не со всеми типами оптических прицелов.
Что касается патронов, до 1990го года патронам с пулей ПС, упомянутой выше, и вариантов особых не было.
Так было больше 30 лет назад. И с тех пор мало что изменилось. И в наше время производители патронов традиционно радуют фейерверком всевозможных, разнообразнейших типов пуль, которыми снаряжаются патроны в 7,62х39
Оболочка, экспансивная пуля типа НP, полуоболочечная пуля типа SP. И еще производная на базе , по методу Михаила Кречмара. Когда у стандартной полуоболочки аккуратно, острым ножом срезался свинцовый нос, до самой оболочки. Что резко повышает чувствительность пули к раскрытию. Понятное дело, что аэродинамика с у пули со срезанным носом не та. Но это не имеет особого значения, поскольку из СКСа крупного зверя стреляют на расстоянии 50-80 метров.
Но заграница нам традиционно помогает.
Помимо наших отечественных патронов, в стальных гильзах и с биметаллической оболочкой - есть импорт. На фото представлены чехи и итальянцы. Латунные многоразовые гильзы под капсюль Боксера, пули в томпаковой оболочке. Правда, цена заставляет задуматься и дешевый х39 при переходе на импорт по цене сравнивается со среднебюджетным .308. Что делать, не в Бельгии живем.
К чему я это все рассказываю? Почему то во всем мире СКС считается более чем достойным изделием. Простым, надежным и очень железным. Неспроста на СКС за океаном изготавливают огромное количество обвеса разновсякого.
У нас же получается что? Количество зверя и птицы, когда то наколоченных из СКСов за все время - многократно превосходит количество добытого из различного импортного оружия под калибры центрального боя. Так было.
А теперь СКС из-за промежуточного патрона, статус которого меняется вместе с правилами охоты, остается вещью в себе. Или просто памятью.
Памятью о том, как пахнет утренний лес и как темнеют следы на фоне блестящей росы. И как капли дождя, катящиеся по прикладу, оставляют на нем тонкие дорожки. Как зимней ночью звенит мороз и свет луны льется на белую землю. Или о том первом марш-броске - с красными кругами в глазах, со сбитым дыханием и сожалением о выкуренных сигаретах. А может, о том, как сухо треснул нарезной выстрел на фоне двустволочьих хлопков - и огромный лось, похожий на мамонта - просто упал на месте. Как будто землю из под него выдернули.
Или память о долгих разговорах у костра и товарищах, оставшихся навсегда молодыми в воспоминаниях.