Сегодня я хочу вам рассказать о балете «Алиса в стране чудес» в исполнении Английского королевского балета. Знаменитая сказка Льюиса Кэрролла воплощена на балетной сцене. Конечно, это своеобразное чудо, потому что не так много произведений на балетной сцене ставится для детей. Но сказка Кэрролла никак не может быть расценена только как детская. В ней много символов, мистицизма, подтекстов.
Те, кто бывал в Оксфорде, наверняка видели знаменитое кабинетное окно Льюиса Кэрролла, через которое он смотрел на сад, где играла настоящая Алиса – она и явилась прототипом героини сказки. Это была семья, с которой дружил и к кому часто приходил в гости профессор математики Кэрролл. В этом доме было три дочери, и вот средняя Алиса была его любимицей. Ей он часто рассказывал разные истории и затем написал две сказки, которые стали как бы символом викторианской Англии.
Спектакль, о котором я хочу рассказать, поставил молодой балетмейстер Кристофер Уилдон. Он родился в Англии, окончил школу Английского королевского балета. Уилдон долгое время танцевал и был главным хореографом в New York City Ballet. Но потом он решил, что хочет вернуться на родину, стал большую часть времени проводить в Англии и для Королевского балета стал ставить разные спектакли, в том числе «Алису в стране чудес».
На мой взгляд, главная особенность этого спектакля – то, что в нем есть несколько пародийных элементов. Одни из главных спектаклей английской сцены – это сказки Беатрис Поттер, поставленные Фредериком Аштоном. В них также огромное количество придумок и своеобразными пародийными элементами, что и в «Алисе». С другой стороны, во многом этот спектакль высмеивает классический балет, классические штампы. Например, знаменитое адажио с четырьмя кавалерами из «Спящей красавицы» в исполнении Дамы Червей с разными картами. Там, где в классической версии Авроре дарят цветок, здесь королеве вместо цветка предлагают пирожное, которое она поедает, и каждый следующий кавалер ей дает новое пирожное.
Этот спектакль поставлен уже в XXI веке, потому очень много технических спецэффектов и они не могут не произвести впечатления. Конечно, сказка Льюиса Кэрролла наполнена всякими превращениями, увеличением и уменьшением, появлением разных персонажей, которые могут исчезнуть в любую секунду, трансформироваться. И конечно, для сценического воплощения это всегда очень сложно. Тут поработала очень большая группа талантливых художников и режиссеров, которые придумали действительно настоящее сценическое чудо.
Также Кристофер Уилдон ввел в этот спектакль и самого Льюиса Кэрролла, который превращается в зайца. Включил в спектакль семью настоящей Алисы, чья мама превращается в Даму Червей, а садовник, которого мама увольняла, превращается в Червонного Валета, за которым и бежит Алиса в свою страну чудес. Заканчивается это все как и в сказке: она просыпается и оказывается, что все это ей приснилось.
Очень интересно придумано с одним из самых любимых персонажей этого произведения, это Чеширский кот, который вообще стал нарицательным. Для него придумано много разных спецэффектов. Его исполняют много артистов, которые то появляются, то распадаются на разные кусочки. В принципе, это сделано как когда-то было у Диснея в мультике, но на сцене это сделать очень сложно, для этого нужно много составляющих.
Музыку для балета написал английский композитор Дожди Тэлбот, и надо отметить, что это первая за последние 30 лет специально написанная партитура для Английского королевского балета. Уже очень давно никто ничего специально не создавал. Уилдон вообще специалист по неоклассическому балету, и свою основную карьеру как танцовщик и хореограф провел в Нью-Йорке, в доме Баланчина. А Баланчин является создателем неоклассики в балете и основателем бессюжетных спектаклей. По этой дороге идет и Кристофер. У него было несколько попыток обратиться к сюжетным произведениям. К сожалению, все эти попытки были не очень удачными. А «Алиса» явилась одной ярких и очень удачных постановок.
Партию Алисы исполняет Лорен Катбертсон, маму Алисы, а затем Червонную Королеву Зинаида Яновски – одна из ведущих балерин Королевского балета, очень интересная и характерная артистка. Мне нравится в Зинаидиной работе, с каким тонким чувством юмора она высмеивает все балетные клише, которые можно сделать не очень красиво. А у нее очень правильная грань и она нигде ее не переходит. Понятно, что это своеобразный стеб, но с другой стороны, это очень корректно, очень элегантно. И к тому же Зинаида очень техничная балерина, в чем вы можете убедиться, посмотрев этот спектакль.