Детская литература – не только способ наполнить детство яркими запоминающимися образами и развить воображение ребенка. Книги для детей – это также показательное отражение эпохи, культуры, основных мировоззренческих тенденций: ведь через них детям прививаются важные жизненные ценности.
А что такое детская книга в русской культуре? Как она должна выглядеть? Какие именно ценности она должна транслировать? В России эти вопросы впервые стали особенно серьезно и массово обсуждать в 20-30-е годы XX века. Видные писатели – С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Максим Горький и другие выступали с критикой более ранней детской литературы, спорили между собой, с традициями и веяниями, предлагали новаторские идеи и решения. Всё это привело к образованию в последствии огромного пласта советской классической литературы для детей, которую и по сей день читают практически в каждом доме.
Сказка при коммунизме
Одним из основных жанров в детской литературе всегда была сказка, выросшая из фольклорных сюжетов и наполненная волшебными элементами. В 20-е годы остро встал вопрос о необходимости существования этого жанра. Многие деятели советской эпохи выступали резко против сказки: считалось, что она отвлекает ребёнка от реальной жизни, препятствует его здоровому развитию и, кроме того – несёт в себе мистицизм и даже религиозность, которые никак не вписывались в советскую идеологию.
Самуил Маршак и Корней Чуковский были в ряду тех, кто часто использовал сказочные мотивы в своём творчестве и считал, что опора на фольклорную традицию в детской литературе хорошо влияет на умственное и душевное развитие детей.
Сказка в детской литературе всё же осталась, но и идеи советских деятелей, конечно, в неё вошли. Очень хорошей иллюстрацией установившегося симбиоза традиционной сказки и советских тенденций стала поэма «Дядя Стёпа» Сергея Михалкова. Поэт отказывается от классического приёма сказочного чуда, но встраивает это чудо в объективную действительность: образ доброго великана из сказок, воплощенный в персонаже Дяди Стёпы, прекрасно вписывается в повседневную советскую реальность. А его основной задачей становится трансляция социальных и идеологических ценностей.
Еще один спор, в который пришлось вступить сторонникам «новой детской книги» – спор с педагогами, пропагандирующих исключительно воспитательную функцию детской книги. Против них активно выступал Самуил Маршак, который считал, что книга для детей должна была быть живой, близкой детскому сознанию, вступающей с маленьким читателем в построенный на взаимопонимании диалог.
И здесь, наконец, возник вопрос – а какая книга нужна самим детям? И как сделать её для них по-настоящему интересной?
В поисках общего языка
Корней Чуковский говорил: ребёнок «создает свой мир, свою логику и свою астрономию, и кто хочет говорить с детьми, должен проникнуть туда и поселиться там». Задачей авторов стало не только наполнить свои тексты подходящим для детей содержанием, но также найти понятную и близкую им форму.
Началось время поэтических экспериментов, в которых принимали участие Маршак, Чуковский, Барто, Михалков, Маяковский, Хармс – и многие и многие другие. Поэзия для детей стала развиваться с невероятной скоростью.
Чуковский не изменил своим взглядам и продолжал в своём творчестве опираться на народную культуру: в его знаменитых сказках, таких как «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Тараканище», «Чудо-дерево» и др. – огромное количество заимствований из народной смеховой культуры и детских потешек.
Агния Барто углубилась в детскую психологию и, поверив в своего маленького читателя, стала писать стихи, затрагивающие сложные, большие, «взрослые» темы. «Сила лучших детских поэтов именно в том, что они в своем творчестве нашли сочетание детскости и взрослости, умеют со своим читателем говорить занимательно о серьезном и важном», – писала Агния Львовна. И даже её коротенькие и на первый взгляд простые стишки вызывают у детей глубокий эмоциональный отклик: например, по отношению к бычку, которого ждёт падение.
Свои поиски продолжал и Самуил Маршак. Старые стихи для детей были достаточно грубыми и однозначными, а Маршак, также, как и Барто, что дети способны воспринимать намного больше, чем было принято считать: им доступны и сложные оттенки образов, и тонкий юмор, и сложные эмоциональные переходы. «Большое искусство для маленьких» – так назывался доклад Маршака на I Всесоюзном съезде писателей в 1934 году.
Первым произведением Маршака для детей стали «Детки в клетке». Призванные познакомить детей с разными животными, стихотворения этого сборника не ограничиваются простым поверхностным описанием. Они наполнены и печальными лирическими нотками, и тонкой иронией, разные эмоции резко сменяют друг друга, и вот перед ребёнком уже не просто зверёк, а близкое сердцу существо.
Так были заложены новые традиции и тенденции в русской детской литературе, актуальные и по сей день. Практически все авторы, работающие после 30-х годов, так или иначе опирались на творчество «столпов» детской литературы. Произведения Барто, Маршака, Чуковского, Михалкова и других детских авторов, ставших основоположниками русской детской классики, переходят из поколения в поколение и продолжают формировать у детей мировоззрение, воображение и эмоциональный интеллект.
Ближе познакомиться с этими и другими авторами можно с помощью новой серии редакции «Малыш» – «Лучшие сказочники». В каждой книге серии представлены замечательные классические произведения, а также краткие биографии авторов.
#книги #детские книги #обзоры детских книг #обзор книг для детей #издательство аст #сказка #маршак #барто #михалков