Найти тему
Сам себе Рокфеллер

Мои книги. Рассказываю понемногу о своих книгах, упомянутых в ранней статье. А.Ф.Тютчева. При дворе двух императоров.

Оглавление
Обложка книги: А.Ф. Тютчева. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора. Фото автора
Обложка книги: А.Ф. Тютчева. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора. Фото автора

В моей статье "Кому нужны чужие воспоминания..." я упоминала книги, имеющие отношения к мемуарной литературе: дневникам. воспоминаниям, личным историям, и относящиеся к другим жанрам non/fiction из моей личной библиотеки.

Многие мои читатели доброжелательно отозвались об этой публикации, и я пообещала подробней рассказать о некоторых из этих книг.

Вот например об этой: А.Ф.Тютчева. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора.

Анна Федоровна Тютчева - дочь Федора Тютчева, великого русского поэта и дипломата.

Как сказано в аннотации к книге, "Воспоминания и дневники Анны Тютчевой, дочери великого русского поэта, фрейлины двора двух российских императоров, Николая I и Александра II, являются ценным источником, освещающим быт, нравы и настроения высшей русской аристократии середины второй половины XIX века."

Для меня книга представляет особый интерес, поскольку мои генеалогические исследования, поиск семейных корней и попытка восстановления родословия, хоть и находятся еще на довольно ранней стадии, тем не менее, добрались уже до середины XIX века.

А это именно тот период, о котором пишет Анна Тютчева.

Я хочу поделиться своими ощущениями, которые рождались в процессе моего исследования и работы над моей первой книгой о семейной истории.

На основе архивных данных, полученных на основании очень немногих известных мне фактах, мне удалось восстановить некоторые линии, ветви семейного древа. Об этом я рассказываю в своей книге (ссылка1), (ссылка 2), (ссылка 3)

Самым важным было то, что по мере погружения в эту историю, я всё больше ощущала свою сопричастность и этому времени, и всем местам, в которых происходили те далекие события.

Мой прадед-помор, а впоследствии моряк, служивший в Российском императорском флоте, в это время только родился.

Зато мой пра-прадед некоторое время спустя уже закончил гимназию и стал студентом Дерптского университета.

Многие мои семейные истории связаны с Петербургом этого времени. И я всё пристальней вглядываюсь в любые его черты, которые мне приоткрываются в разных исторических источниках.

И именно Петербург этого времени зримо присутствует в воспоминаниях фрейлины императорского двора, находящегося в столице Российской империи.

Анна Тютчева рассказывает здесь и о своем отце, его дипломатической службе в Германии, двух его браках и большой семье, о сестрах, получивших воспитание и образование в Смольном институте, о своей учебе в Германии и о назначении фрейлиной двора "великой княгини цесаревны, супруги наследника русского престола", Марии Александровны (1824-1880), жены Александра II, ставшей в 1855 году императрицей.

Фрейлина ведет свои подробные дневники и делится своими достаточно откровенными воспоминаниями не только об особенностях жизни и быта императорской семьи, но и об отношениях, интересах и увлечениях.

Например, интересно узнать об императрице Александре Федоровне, супруге Николая I, дочери прусского короля, что "она была воспитана в то время, когда вся немецкая молодежь зачитывалась поэзией Шиллера и его последователей. Под влиянием этой поэзии всё тогдашнее поколение было проникнуто мистической чувствительностью, мечтательной и идеалистической.... Александра Федоровна принадлежала к числу таковых".

Анна замечает далее: "Добрейший Жуковский, который преподавал ей русский язык по прибытии ее в Петербург и был впоследствии воспитателем ее старшего сына, - Жуковский, вдохновенный и милый переводчик немецких поэтов, поддерживал в ней те же умственные и нравственные вкусы". Указ. книга, с. 40

Анна Тютчева стала фрейлиной в 1853 году, когда ей было 23 года.

Заканчивается книга 21апреля 1859 года: "Сегодня день моего рождения. Мне тридцать лет..."

В книге очень много интересных подробностей и своих независимых и непредвзятых впечатлений.

Пересказать это невозможно! Рекомендую читать!

Здесь, впрочем, уместно еще одно рассуждение: о книге и времени ее появления.

Книга вышла в 1990 году в московском издательстве "Мысль" небольшим по тем временам тиражом 150 000 экземпляров и редакции исторической литературы. Публикатор С.В. Мироненко, с 1992 года директор ГАРФ (Государственный архив РФ), отметил в послесловии (Указ. соч., с.184):

"Меняющаяся на глазах общественная жизнь сделала сегодня возможным появление таких изданий, о которых несколькими годами ранее и речи быть не могло. Относится это не только к событиям советской истории, но и к временам, далеко отстоящим от 1917 года. Долгое время среди запретных тем дореволюционной России на одном из первых мест стояла придворная жизнь (.... ). Всего лишь несколько лет назад серьезной крамолой считалось даже воспроизведение портретов русских императоров. Декабристов - пожалуйста, а Александра I ( а тем более кого-нибудь из более близких нам царей) - ни в коем случае. Екатерина II была, пожалуй, последней, чьё изображение допускалось на страницы исторических изданий".

Сверим часы: это было написано в 1990 году.

Какое время на нашем календаре сейчас?

Подписывайтесь на мой канал

Будет интересно!