Найти в Дзене
Закрытая книга

Разоблачаем миф о пассивном доходе писателя «на котиках»

Оглавление

Пожалуй, самая стойкая мысль-миф о современном писательстве — это то, что человек, однажды написавший книгу будет получать с неё огромный доход до конца дней своих. Что если ты написал сотню хороших книг, то дальше уже можно не работать, просто живя «на процент».
Да,
в теории — это так. Но дьявол, как водится, скрывается в деталях, и именно эти самые детали разворачивают всё на 180 градусов.

В чём загвоздка? Причины две, они взаимно связаны друг с другом и, в совокупности, мешают переходу писателя «на пассивный доход».

Объясняю, как работает писательский мир «на котиках» — в прямом и переносном смысле.
Сейчас поймёте, никакой математики и формул:

Кривая роста популярности

Итак. Молодой, подающий надежды писатель Вася написал первую книгу.

Да, он кот, и у него лапки. И что, это мешает ему писать?
И да, его зовут Вася
Да, он кот, и у него лапки. И что, это мешает ему писать? И да, его зовут Вася

Писатель выложил её в сеть, и... И ничего. Ну, не сказать что совсем ничего — сто пользователей того же Author.today посмотрели, десять — открыли, пять — дочитали.
Но кот Вася не сдаётся и пишет ещё книгу — которую
замечает уже чуть больше людей, плюс те пять, что дочитали предыдущую.
Таким образом, график популярности нашего молодого, подающего надежды писателя выглядит примерно так:

Начальная кривая — «подхват» писателя рекомендательными системами.
А вот затем начинаются заветные «рывки» — за счёт того, что «старые» читатели тоже бегут покупать новые книги любимого автора, а «новые» читатели начинают «запоем» читать всё то, что было Васей написано до сего момента.
Но что те, что другие — «с вами» только пока выходят новые книги.
Начальная кривая — «подхват» писателя рекомендательными системами. А вот затем начинаются заветные «рывки» — за счёт того, что «старые» читатели тоже бегут покупать новые книги любимого автора, а «новые» читатели начинают «запоем» читать всё то, что было Васей написано до сего момента. Но что те, что другие — «с вами» только пока выходят новые книги.

Цикл повторяется до тех пор, пока писатель либо не бросит, собственно, писать...
Либо до тех пор пока он готов выдавать новую книгу на-гора каждые три месяца, чтобы удержаться «на гребне волны» рекомендательной системы.

Пока ты успешен — все книги востребованы

Логичное продолжение предыдущего тезиса:
когда автор достигает популярности, то даже та самая первая книга, которую когда-то дочитало до конца пять человек — становится немногим менее популярна, чем более позднее творчество.

Разжиревший, успешный Вася и его поклонница, собравшая все книги в коллекцию
Разжиревший, успешный Вася и его поклонница, собравшая все книги в коллекцию

Если человеку понравилась последняя книга, то ему, скорее всего, понравятся и все остальные.
А это значит, что он (или она)
купит их все.

Вот он, пассивный доход? Подождите радоваться...

Кривая провала популярности

Потому что есть оборотная сторона медали. Как только писатель перестаёт писать или сильно «выпадает из графика» — приток новых людей тут же исчезает.

И тут наш кот-писатель попадает в яму с той самой, двойной обратной связью.

  • С одной стороны — новых читателей, которые бы могли за месяц «скупать» всё вами написанное — больше нет. Ну, почти нет.
  • С другой — «старые» читатели уже купили все ваши книги, и от них денег тоже не будет.
    А при достаточном «разрыве» с писательским делом — б
    ольшая их часть про кота Васю, некогда успешного писателя... Тут же забудут.
Классический пример такого сценария, из палаты мер и весов — судьба Дениса Владимирова. Кто сейчас вспомнит, что был такой фантаст «на главной», твёрдо метил в «миллионники» АТ?
Грустный кот Вася перестал писать, и о нём тут же забыли
Грустный кот Вася перестал писать, и о нём тут же забыли

Конечно, какой-то приток новых читателей у кота Васи будет. За счет тех же рекомендательных систем, или блогов типа моего. Но это, увы, где-то один процент от былой славы.

Один процент. Много это или мало?
Ну, для автора бестселлера типа «Дюны» или «Метро 2033» — даже одного процента ещё внукам хватит. А вот Васе-сорокатысячнику на АТ, с его доходом «в норме» около двадцати-сорока тысяч далеко не долларов в месяц — только если на рулон туалетной бумаги.

Итого. Что движет автором?

Подводя итоги — среднестатистический писатель, наш кот Вася представляет из себя хомячка в колесе, балансирующего на грани пропасти. Со своими кнутом и пряником, куда же без них?

  • В роли кнута — мгновенное падение известности и заработка практически до нуля при малейшей остановке, или даже перерыве в графике выкладок очередного произведения «по главам».
  • А в роли пряника — непрерывный, кумулятивный рост известности и доходов с каждой новой книгой.
    Тысячи, десятки, сотни тысяч рублей
    на горизонте!
    Да, где-то там, вверху есть потолок аудитории, для АТ — это статус «миллионника» (книга с миллионом уникальных просмотров), но для подавляющего большинства писателей он недостижим, а меньшинство — на этом моменте уже точно заключит контракт с той же «Альфа-книгой», и всё пойдёт сначала.
Есть ли выход из «сумасшедшего колеса» для таких писателей, как Вася?
Есть ли выход из «сумасшедшего колеса» для таких писателей, как Вася?

«Соскочить с колеса», сохранив существенный пассивный доход писатель может в двух случаях.

  • Первый — если наш Вася рано или поздно, но доберётся-таки до настоящей вершины — бумажных тиражей, измеряемых пятизначными числами (а электронных, соответственно, шестизначных).
    Тогда и «один процент» станет достаточно большим, чтобы на него можно было (скромно, но) жить, и известность создаст постоянный «медийный шум», привлекающий дополнительно узенький ручеёк читателей.
  • Второй — если мы вернёмся во времена СССР, когда Союз Писателей отчислял гонорары за каждое переиздание твоего романа, или даже просто за тот факт, что ты — писатель, удовлетворяющий чувство прекрасного строителей коммунизма, а не диссидентствуешь за углом, распространяя перепечатки какого-нибудь Неполжицева.

Оба варианта — для кота Васи практически несбыточны хотя бы из-за статистики, причем сложно сказать, какой маловероятнее.

Повезёт ли в̶а̶м коту Васе, решившему вступить на писательскую стезю?
Не знаю, я не статистика.

Могу лишь только пожелать удачи и развенчать некоторые особо стойкие мифы о «бесплатном сыре», тянущиеся из тучных советских времён.
Надеюсь, с этим я справился.

• • •
Хотите помочь каналу? Статья заставила улыбнуться? Ставим лайк и делимся статьёй. Или ссылкой на канал. Рекомендательные системы Дзена сейчас не работают, вся надежда — только на вас, моих читателей. Поделитесь ссылками с друзьями и коллегами, ради (беспро)светлого будущего канала.
Комментарии читаю все