Все вопросы, касающиеся точных наук, номинирующихся на Нобелевскую премию: физики, химии, экономики, медицины и физиологии, оставим на обсуждение специалистов, а сами посмотрим на персоналии лауреатов, которые премировались по предметам, касающимся практически каждого из нас – премии мира и литературы.
Что касается премий мира, то эта тема вызывает отвращение, поскольку степень политической ангажированности за последние десятилетия перешла все границы. Если всё начиналось красиво и пристойно, высокого звания удостаивались основатель Международного комитета Красного Креста и Женевской конвенции 1864 года Анри Дюран и Фритьоф Нансен за учреждение Нансеновского паспорта для беженцев, по которому в годы Первой мировой войны спаслись сотни тысяч беженцев и эмигрантов, то сейчас процедура превратилась в отвратительный фарс. На смену Дюранам и Нансенам пришли Горбачевы и Обамы. Первый за то, что развалил свою страну и лег перед противником, кстати, неожиданно для самого противника, отменил собственную «войну» что совершенно распоясало объединенный запад, второй за то, что за восемь лет своего правления развязал войны в Ливии и Сирии, и продолжил в Афганистане и Ираке, хотя премию получил за обещание их прекратить. Авансом, так сказать. Обязательства не выполнил, всех обманул, да и аванс не вернул – дескать, утрутся, лохов не кинуть – себя обокрасть. Ну, там были промежуточные грязные эпизоды , как в случае с Андреем Сахаровым, который за поистине великие научные открытия премию по физике не получил, но зато как дрессированный тюлень у бортика бассейна получил мороженую рыбку - медаль мира за «Бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира». Словом, наши «герои» получают бочку варенья мальчиша-плохиша за расшатывание основ нашей государственности, а их лауреаты получают за тоже самое . За попрание интересов опять же нашего государства. Ждем премирования Навального, более «достойной» кандидатуры в нашей стране не найти. Когда его дружок, либерал и демократ, Никита Белых пригласил Навального к себе, губернатору Кировской области в советники, Лёша тут же толканул лес через фирму-прокладку, а разницу в накрученной цене себе в кармашек. Его покровитель за другие свершения получил 8 лет тюремного срока в колонии строго режима, так как прикрыть воровство статусом политически преследуемого ему не удалось. В отличие от шустрика Навального, которому протянули руку помощи соросовские СМИ. Так что шведы безобразно медлят с награждением «великого борца за мир» и мелкого жулика в одном лице .
Однако оставим по определению политизированную награду и посмотрим на кажущиеся безобидными премии по литературе. Поначалу опять-таки все начиналось хорошо. Мировая литературная общественность даже хотела под занавес жизни номинировать Льва Толстого, что удивило самого кандидата. Когда ему сообщили, что есть предложение наградить его Нобелевской премией, он изумился – «Как, торговец керосином учредил премию по литературе?!»
Прежде чем перейти к списку великих отечественных писателей, отмечу - выстрел по нашим моральным устоям один раз дал осечку. В 1965 году награды удостоился Михаил Шолохов за роман «Тихий Дон». Это широкое полотно, целый эпос с шестью сотнями ярких и выпуклых персонажей, не смогли игнорировать даже члены Шведской академии. Правда, и времена тогда были не такие русофобские, но тем не менее. Судьба людей прошедших в России через горнило событий начала XX описана на таком высоком художественном уровне, что политическая ангажированность отошла на второй план. Американцы, привыкшие во всем позиционировать себя как лучших и первых, проводят аналогии с их романом «Унесенные ветром», мол, и там любовь на фоне гражданской войны. Но сравнивать эти два романа то же самое, что сравнивать духовное содержание драчек Джеки Чана с сериалом «Семнадцать мгновений весны».
Дальше идем по хронологии с пояснениями:
1958 год. Награжден Борис Пастернак. Формулировка: «За значительные достижения в современной лирической поэзии». Чистой воды профанация . При всем уважении к творчеству Бориса Леонидовича, если бы роман «Доктор Живаго», который по тупости своей запретили советские партийные идеологи, то за поэзию Пастернаку не видать Нобелевской медали как своих ушей. Впрочем, как и за роман, если бы его не запретили, но раз в СССР запретили, то они просто обязаны наградить. Конфронтация в приоритете.
1970 год. Александр Солженицын за «Нравственную силу». Комментарии излишни, награда была присуждена за расписывание ужасов ГУЛАГа, который до сих считают ахиллесовой пятой Советов, забывая про свои концлагеря и резервации. А премировать за «нравственную силу» лагерную наседку, тайком стучащую куму-оперу, по меньшей мере, безнравственно. В лагерях действительно было всем несладко, разве что самому Александру Исаичу .
1987 год. Иосиф Бродский за «Всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Точнее не скажешь. Вообще-то Бродский эмигрировал в США в 1972 году и к моменту награждения творчески иссяк настолько, что последние десять лет на жизнь зарабатывал переводами, поэтому за «страстность поэзии» награждать надо было раньше. Но в 1987 году еще не было понятно, что Горбачев слил свою страну, поэтому на гребне рейгановской антисоветской истерии было принято решение наградить Бродского – тут каждое лыко в строку. У нас в годы «гласности» широко растиражировали байку, что Бродский на полтора годика был сослан в Архангельскую область за тунеядство, типа безжалостный режим литературное творчество не считал работой. Однако утверждать такое как минимум смешно, потому что даже поэты песенники как Леонид Дербенев , Николай Добронравов или Юрий Энтин (не говоря уже о поэтах классиках) тоже нигде не работали и за писание стихов не только не преследовались, но и получали баснословные гонорары. Так что Бродского «репрессировали» не за труды на литературной ниве, а за спекуляцию – надо же было на что-то жить. Он загремел под фанфары вместе с питерской фарцой, но в отличие от своих подельников получил не тюремный срок, а всего лишь «химию» - принудительную работу кровельщиком на воле. Видно, судьи пожалели перепуганного до паранойи молодого Иосю, полуинтеллигентного вида, да еще пописывающего стихи.
И, наконец, кульминация - шабаш нечисти в Вальпургиеву ночь на Лысой горе : В 2015 году Нобелевской премии мира было награждена белорусская документалистка Светлана Алексиевич за «Ее многоголосное творчество». Таких многоголосых писателей только в Белоруссии больше чем сельди в сети рыболовного сейнера, только дело в том, что остальные, в отличие от Алексиевич, не сидят на подсосе у Сороса и не «многоголосят» против Александра Лукашенко. Вот вам и вся литература в понимании «цивилизованного мира».