Найти тему
Трудный русский

Кавказские варианты мифа о Прометее

Оглавление

Другие статьи канала

Знаменитая древнегреческая легенда о Прометее волнует сердца до сих пор. Титан Прометей раздобыл для людей огонь, за что был наказан богами – прикован к скале, и каждый день его печень выклевывал орел, а на следующее утро печень восстанавливалась и все повторялось. События эти, по предположениям большинства исследователей мифа, происходили на горе Эльбрус или на другой горе Кавказа.

Давно уже установлено, что легенды, подобные (не полностью, конечно, аналогичные) древнегреческой, существовали у многих кавказских и закавказских народов.

Грузинская легенда

Например, грузинский миф об Амиране (Амирани). Этот богатырь в начале своей жизни сражался с чудовищами и драконами, а потом стал убивать людей. Тогда в виде человека перед ним явился Христос. На одной из гор они стали меряться силами. Христос надел на свою шею кожаную петлю, напряг мышцы и разорвал ее. То же сделал Амиран. Но его петля превратилась в железный ошейник. По некоторым рассказам, Амиран оказался прикованным к столбу вместе со своей собакой Куршой. Амиран вместе со своим псом волочили цепь, вытаскивая столб, и когда уже почти вытащили, на столб села птичка. Амиран ударил по ней булавой, она взлетела, а столб вновь оказался вогнанным в землю. И так повторялось каждый раз.

Другой вариант легенды гласит, что Амирани украл огонь у злой ведьмы, а ее сын, хромой кузнец, приковал богатыря к скале.

Сванетская легенда

Сванетская легенда – также об Амиране. Он был наказан за то, что три раза нарушил клятву, данную во имя Христа. Его удерживает на горе меч, вбитый в землю. Чтобы достать меч, Амиран ждет, когда отрастут его ногти. Этого не может допустить охраняющий его демон и обрезает Амирану ногти. В старину у сванов был обычай первые четыре дня недели не стричь ногти – в поддержку Амирану. Освобождение героя должно было принести счастье всем людям.

Абхазская легенда

Абхазское предание – об Абраскиле (Абрскиле). Он был наказан за то, что убивал людей с голубыми глазами и светлыми волосами – и своих, и чужих. Абраксил бы возмущен, что люди склонятся под виноградом, нависающим над дорогой. Он настаивал, чтобы склонялись только перед ним, и по его желанию были почти полностью истреблены виноградники. Он оказался прикованным к горе, потому что его лошадь лизнула цепь.

По другой версии, Абраскил вступил в состязание с богом Анцва, за что был прикован к столбу в пещере и так же, гневаясь на птичку, сам себе не давал возможности освободиться.

Армянская легенда

В армянской версии речь идет о царе Ардавасте IV, который повел себя неуважительно на смертном одре своего отца Ардашира III, за что был им проклят. Арзаваста наказали люди: они схватили его и приковали цепями в пещере. Рядом с ним две собаки, которые все время грызутся друг с другом. Царь пытается освободиться от цепей, но под звуки кузнецких молотов цепи вновь становятся крепкими. По обычаю, армянские кузнецы в определенные дни дни недели делали три удара молотом по наковальням, чтобы Ардваст не мог освободиться.

Адыгская и кабардинская легенда

У адыгов и кабардинцев есть легенда о старом великане, который попытался свергнуть бога Тха, за что был прикован цепью к вершине Ошхамашхо (Эльбрус). В основном старик находится в застывшем состоянии, но иногда он будто просыпается и спрашивает: «Растет ли внизу камыш и родятся ли ягнята?». Сторожа отвечают утвердительно, и старик приходит в ярость, рвет свои цепи, отчего на земле бывают гром и молния.

Ингушская легенда

В ингушском сказании бог Села обрек людей на голодную смерть. Спасая народ, герой Курюко похитил огонь и пару овец, за что был прикован к горе Казбек. Семь сыновей Селы, которые помогали Курюко, Села превратил в звезды, теперь это созвездие Большой Медведицы. Фурки, жена Селы, стережет Курюко.

Чеченская легенда

Наиболее близка древнегреческой чеченская легенда. Герой по имени Пхьармат похитил огонь для людей у громовержца Стелы, что вызвало гнев бога, который наслал на людей несчастья. Пхьармат пошел к Стеле просить прощения, а тот в наказание навечно приковал его цепями к горе Бешлам Казбек. Ежедневно к нему прилетала птица Ида и клевала печень.

Лезгинский обычай

Не знаю, была ли у лезгинов похожая легенда, но в древности у них существовал такой обычай: тела умерших оставлялись высоко в горах на съедение орлам, а орлы будто бы сначала выклевывают печень. Не случайно, мол, орел и печень по-лезгински произносятся одинаково «лекь». Впрочем, лингвисты утверждают, что в древности звучание этих слов отличалось, и сейчас это просто омонимы.

#грузия #чечня #ингушетия #кабардино-балкария #армения