Следующее правило - не отдавать короля.
В отличие от всех остальных фигур, короля нельзя отдавать. Взятие короля является целью игры.
Цели и задачи
Итак, самая главная цель игры - это взятие короля соперника. Причём это взятие должно быть неотвратимым, а не следствием случайной отдачи короля. Случайная отдача короля является невозможным ходом.
Нападение на короля называется шахом.
Мат — это шах (нападение на короля), от которого нельзя защититься.
Итак, главной целью игры является мат сопернику.
Задача же состоит в том, чтобы довести игру до мата без нарушений правил и за определённое время.
Прибор, считывающий отведённое для этого время называется "шахматные часы".
Самый распространённый вид нарушения правил — "невозможный ход".
Невозможный ход — это ход, нарушающий правила игры. Ход подлежит возврату и замене на возможный ход. За игру разрешается сделать максимум один или два раза за игру, иначе — поражение (или ничья в редких случаях). Вот список правил, которые возможно нарушить при ходе:
- Сохранность короля — как уже говорилось ранее, король является целью игры, поэтому запрещается его случайная отдача. Короля обязательно надо защищать от нападения. Его нельзя ставить под нападение и оставлять под нападением;
- Фигуры должны ходить так, как они и должны ходить (что логично). Конечно же рокировка, взятие на проходе и превращение пешки тоже должны быть по правилам. Рокировка должна начинаться с короля. Пешка на поле превращения обязательно должна быть заменена другой фигурой. При взятии на проходе взятая пешка снимается с доски;
- "Взялся — ходи!". Если игрок взял одну фигуру, то он должен ею ходить. Если он сходил другой фигурой — это будет нарушением. Игрок должен вернуть ход и сходить той фигурой, которую он взял первым при своём ходе. Также если игрок взял чужую фигуру — то он должен совершить взятие своей фигурой;
- Игра одной рукой - ход игрок должен делать одной рукой, в том числе взятия, рокировку и взятие на проходе. Причём не запрещается делать разные ходы разными руками;
- Игра с часами — игрок должен нажимать на шахматные часы только после своего хода и той же рукой, какой он делал ход. Отсутствие хода при нажатии часов является невозможным ходом.
Однако, в спортивных соревнованиях невозможный ход не засчитывается, если соперник "согласился" с таким ходом, сделав ответный ход. Также о невозможном ходе нельзя сообщать до нажатия часов ошибившимся.
Итак, мы узнали об обычных ходах фигур, особенных ходах, невозможных ходах, о цели и задачи игры. Пришло время уже садиться за доску и начать играть в эту увлекательную игру!
Для начала расстановим фигуры правильно: войско располагается в два ряда. В переднем ряду (ближе к сопернику) восемь пешек, на заднем ряду (максимально близко к вам) — ладьи, кони, слоны, ферзь и король.
По краям стоят ладьи, рядом с ними кони. Далее по соседству с конями стоят слоны. В центре ряда стоят ферзь с королём. Новички часто путают, куда ставить короля и ферзя. Белый ферзь стоит слева от своего короля, чёрный — справа. Эти клетки как раз совпадают цветом с ферзями. Поэтому можно выучить напоминалку "Ферзь любит свой цвет".
Опираясь на уже полученные знания, попробуем сыграть. Сами с собой.
На этом пока закончим. Далее будут мысли о стратегии и тактике, ценности фигур и прочее.