Найти в Дзене
Chess hicheel

Шахматы. Часть третья.

Оглавление

Следующее правило - не отдавать короля.

В отличие от всех остальных фигур, короля нельзя отдавать. Взятие короля является целью игры.

Цели и задачи

Итак, самая главная цель игры - это взятие короля соперника. Причём это взятие должно быть неотвратимым, а не следствием случайной отдачи короля. Случайная отдача короля является невозможным ходом.

Возможные и невозможные ходы короля
Возможные и невозможные ходы короля

Нападение на короля называется шахом.

Мат — это шах (нападение на короля), от которого нельзя защититься.

Шах и мат белому королю
Шах и мат белому королю

Итак, главной целью игры является мат сопернику.

Задача же состоит в том, чтобы довести игру до мата без нарушений правил и за определённое время.

Прибор, считывающий отведённое для этого время называется "шахматные часы".

Механические и электронные шахматные часы
Механические и электронные шахматные часы

Самый распространённый вид нарушения правил — "невозможный ход".

Невозможный ход — это ход, нарушающий правила игры. Ход подлежит возврату и замене на возможный ход. За игру разрешается сделать максимум один или два раза за игру, иначе — поражение (или ничья в редких случаях). Вот список правил, которые возможно нарушить при ходе:

  • Сохранность короля — как уже говорилось ранее, король является целью игры, поэтому запрещается его случайная отдача. Короля обязательно надо защищать от нападения. Его нельзя ставить под нападение и оставлять под нападением;
  • Фигуры должны ходить так, как они и должны ходить (что логично). Конечно же рокировка, взятие на проходе и превращение пешки тоже должны быть по правилам. Рокировка должна начинаться с короля. Пешка на поле превращения обязательно должна быть заменена другой фигурой. При взятии на проходе взятая пешка снимается с доски;
  • "Взялся — ходи!". Если игрок взял одну фигуру, то он должен ею ходить. Если он сходил другой фигурой — это будет нарушением. Игрок должен вернуть ход и сходить той фигурой, которую он взял первым при своём ходе. Также если игрок взял чужую фигуру — то он должен совершить взятие своей фигурой;
  • Игра одной рукой - ход игрок должен делать одной рукой, в том числе взятия, рокировку и взятие на проходе. Причём не запрещается делать разные ходы разными руками;
  • Игра с часами — игрок должен нажимать на шахматные часы только после своего хода и той же рукой, какой он делал ход. Отсутствие хода при нажатии часов является невозможным ходом.

Однако, в спортивных соревнованиях невозможный ход не засчитывается, если соперник "согласился" с таким ходом, сделав ответный ход. Также о невозможном ходе нельзя сообщать до нажатия часов ошибившимся.

Итак, мы узнали об обычных ходах фигур, особенных ходах, невозможных ходах, о цели и задачи игры. Пришло время уже садиться за доску и начать играть в эту увлекательную игру!

Для начала расстановим фигуры правильно: войско располагается в два ряда. В переднем ряду (ближе к сопернику) восемь пешек, на заднем ряду (максимально близко к вам) — ладьи, кони, слоны, ферзь и король.

По краям стоят ладьи, рядом с ними кони. Далее по соседству с конями стоят слоны. В центре ряда стоят ферзь с королём. Новички часто путают, куда ставить короля и ферзя. Белый ферзь стоит слева от своего короля, чёрный — справа. Эти клетки как раз совпадают цветом с ферзями. Поэтому можно выучить напоминалку "Ферзь любит свой цвет".

Расстановка фигур в начале игры
Расстановка фигур в начале игры

Опираясь на уже полученные знания, попробуем сыграть. Сами с собой.

Были сделаны ходы пешками, слонами и ферзём
Были сделаны ходы пешками, слонами и ферзём

Чёрным поставили мат, который называется "Детский мат".
Чёрным поставили мат, который называется "Детский мат".
Пример ещё одной партии
Пример ещё одной партии
Продолжение партии
Продолжение партии

На этом пока закончим. Далее будут мысли о стратегии и тактике, ценности фигур и прочее.