Найти тему

"Золотая мина", или Приметы времени в советском детективе

Остросюжетный телефильм "Золотая мина" вышел в 1977 году. Сюжет его заключается в том, что из заключения сбегает махровый преступник-рецидивист Брунов. Через полтора года супруги Дроздовские замечают, что за их дачей кто-то следит. Тогда же попадает в аварию работник торговли Торчинский, у которого находят план именно этой дачи. Как выяснилось, раньше она принадлежала Брунову...

Не самый плохой фильм, но в целом весьма средний. Да, в нем сыграли всеми любимые Олег Даль и Любовь Полищук, Евгений Киндинов и Жанна Прохоренко, Михаил Глузский и Лариса Удовиченко. Тем не менее, запоминающихся диалогов тут нет, напряженных моментов - тоже, за исключения разве что погони в конце фильма. Зато эту ленту крайне интересно смотреть сейчас. Почему? Можно узнать много интересного про 1970-е годы. Например, после этого фильма я осознала, что совершенно отвыкла от хамства продавцов, напротив, сейчас они нередко кажутся слишком любезными и назойливыми. А тогда... Сцена из фильма:

- Девушка, какой это размер? -говорит покупательница, протягивая продавщице туфли.

- Девушка, ну что, вы сами посмотреть не можете?!

Помните такое? Да, было-было, те, кто имел доступ к распределению товаров, особенно дефицитных, мнили себя как минимум небожителями.

Капитан милиции Крошин (Е. Киндинов) (герой к диалогу отношения не имеет, но покупательница, задавшая вопрос, осталась за кадром) и продавщица.
Капитан милиции Крошин (Е. Киндинов) (герой к диалогу отношения не имеет, но покупательница, задавшая вопрос, осталась за кадром) и продавщица.

Кстати, в ресторанах была та же история. На выражение лица официантки посмотрите. Совершенно ясно читаются ее мысли: "Приперлись тут всякие..." И, да, об улыбках тех, кто работал в сфере торговли, оставалось только мечтать.

Брунов (О. Даль), Лариса (Л. Полищук) и официантка.
Брунов (О. Даль), Лариса (Л. Полищук) и официантка.

Еще один интересный момент - роскошная питерская квартира Косова, то есть, Брунова, который скрывается под этой фамилией. Огромные окна, антикварная мебель... и совершенно убитая ванная комната с облезлым железным умывальником и крашенными стенами. Ужас как он есть.

-4
-5

Кстати, к вопросу о Брунову. Один довольно оригинальный ход в сценарии все же есть. Почему милиция не может найти беглеца? Потому что ему изменил лицо пластических хирург Подниекс. Так что давайте заглянем в Институт красоты, где работает этот персонаж. Красочные плафоны, лепнина... Дорого-богато. Вот, правда, сцена, в которой он встречает своих пациенток на инвалидных колясках очень странно выглядит. Коляски-то зачем? Им же не тазобедренные суставы, а лица оперировали, так почему же они ходить-то не могут? Как сказали в комментариях, после круговой подтяжки лицо отекает так, что сложно ходить, ибо глаза заплывают, ничего не видно. Ну, значит по делу коляски.

-6

Теперь посмотрим на персонаж Ларисы Удовиченко. Лейтенант милиции Татьяна Лебедева получает задание: под видом богатой дамочки внедриться в институт красоты, где работает Подниекс и стать его клиенткой. Для этого из спецфонда выдали драгоценности на 5 000 рублей. Это сейчас с такой суммой можно пару раз в продуктовый сходить. А 40 лет назад на эти деньги можно было пол-"Волги" купить. Ну, если очередь подошла или есть нужные люди в торговле. Понятно, сегодняшний зритель после перевоплощения Лебедевой думает увидеть что-то в духе преображенных героинь "Модного приговора"... А видит не пойми что. Потому что нынче мы знаем, что носить днем драгоценности (именно драгоценности, а не обручальное кольцо или простенькие золотые украшения) - моветон. Но советские гражданки были лишены этой информации. В результате...

Подниекс (И. Дмитрив) и лейтенант милиции Лебедева (Л. Удовиченко)
Подниекс (И. Дмитрив) и лейтенант милиции Лебедева (Л. Удовиченко)

Ну, как говорится, "Что выросло, то выросло". Хотя, сочетание обычной футболки (народ говорит, что это модная в ту пору кофточка), золотой цепи в палец толщиной и кольца с огромным бриллиантом ныне производит только один эффект: жуткой безвкусицы. Возможно, именно этого и добивались, но, на мой взгляд, перебор. Даже если иметь в виду весьма своеобразную моду 1970-х, стоит признать, что музыкант, который носит рубашку с кружевной манишкой, или Елена (девушка из ресторана) в комбинезоне одеты куда более стильно и со вкусом.

Музыкант.
Музыкант.

А уж персонажа Даля, и вовсе можно хоть сейчас на улицу выпускать. Ибо этот человек (да, я имею в виду актера) умел стильно одеваться и снимался в своей одежде. Джинсы, джинсовая куртка, черная водолазка, темные очки... Ну, в наши дни я бы предложила куртку снять, ибо немного перебор. Но очень, очень неплохо.

Брунов (О. Даль).
Брунов (О. Даль).

Еще один занятный момент, связанный с одеждой персонажей фильма, это в каком виде героиня Жанны Прохоренко дома ходит. Спойлер: в белой блузке и юбке. Но такой наряд в качестве домашней одежды... Вряд ли. Скорее, простенькое платье или халат можно было бы увидеть. Почему же здесь такой официоз?

-10

В общем, много тут интересных моментов, много...

Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/, остальные - скриншоты.