Найти в Дзене
AppEvent

Как открыть онлайн школу: 5 шагов для успешного запуска

Мировой EdTech в эпоху пандемии: показательная динамика роста

Активное развитие российского рынка онлайн-образования началось ещё в 2019 году и продолжилось в прошлом году в связи непростой эпидемиологической ситуацией. Причины роста понятны: сидя на домашнем карантине многие люди решили заняться самообразованием в тех областях, которые считают для себя приоритетными. И поскольку возможностей для обучения в реале на тот момент практически не оставалось, внимание сосредоточили на различных онлайн-курсах и дистанционных курсах повышения квалификации.

Поэтому, согласно данным образовательного проекта EdMarket, за год совокупный оборот средств известных российских онлайн-школ вырос почти в два раза.

Среди характерных признаков тренда развития виртуальной образовательной отрасли стоит отметить:

— Приход большого количества стартапов, увеличивших за время пандемии выручку в два и более раз.

— Огромный интерес людей к нише обучения современным профессиям, который объясняется простым обывательским страхом потери работы или падения доходов.

— Активный рост учебных, тренировочных программ в сфере «здоровье», «фитнес», «активный образ жизни». Эта тенденция тоже объясняется временным уходом в изоляцию фитнес-центров и танцевальных школ.

В целом российский рынок онлайн-образования в 2020 году потенциально оценивался на уровне 60 млрд рублей. Хороший рост показывают компании, которые обучают современным профессиям — SkillBox, GeekBrains, «Нетология», «Яндекс.Практикум». Среди проектов обучения иностранным языкам неплохую динамику роста демонстрируют компании Skyeng, Puzzle English, Lingualeo.

О развитии рынка онлайн-обучения свидетельствует и повышенное инвестиционное стимулирование крупнейших игроков мирового рынка. Так, Coursera, американская образовательная платформа, летом 2020 года привлекла 130 млн долларов, а весной этого планирует выйти на Нью-Йоркскую биржу с целью привлечения вложений инвесторов на сумму не менее, чем 500 млн долларов.

Образовательный стартап MasterClass в прошлом году получил 100 млн долларов инвестиций в раунде Е с пост-инвестиционной оценкой от 500 млн до 1 млрд долларов. Сейчас MasterClass также готовится к выходу на IPO.

В Китае около 1 млрд долларов в прошлом году привлёк стартап Yuanfudao. Также довольно солидная сумма в 750 млн долларов была вложена инвесторами в проект Zuoebang.

Российские образовательные EdTech-проекты пока что не могут похвастаться такими инвестиционными масштабами. Однако общий объём зарубежных инвестиций в период пандемии у нас вырос на 300%, что тоже весьма показательно.

Преимущества бизнеса в сфере онлайн-образования

Несмотря на то, что доля российского рынка в EdTech составляет не более 1%, именно в нашей стране этот сегмент отличается стремительностью развития, демонстрируя цифры роста игроков в 20-25% ежегодно.

Это означает, что заинтересованные бизнесмены, инвесторы оценивают перспективы образовательной онлайн-отрасли более чем оптимистично. Оптимизм основывается в том числе на здравом анализе рынка и оценке предпринимательских преимуществ.

Проведённый среди активных участников рынка опрос показывает, что к таким преимуществам относятся:

— Относительно быстрый старт — полноценный запуск школы у людей экспертного уровня, уже работавших в образовании, занимает не более 12 недель. Впрочем, и новички с учётом всех рисков, как правило, запускают EdTech-проекты через полгода после составления бизнес-плана.

— Невысокие затраты на начальном этапе развития дела. Основные вложения на этапе запуска касаются вопросов аренды помещений, приобретения необходимого оборудования, маркетинга выходящего на рынок продукта, однако все эти траты вполне покрывают привлечённые инвестиции.

— Высокая маржинальность бизнеса. В зависимости от выбранной ниши прибыльность проекта может составлять от 20% до 60% с учётом вложенных средств.

— Лёгкость формирования команды. Специфика EdTech-отрасли в том, что она не требует привлечения к работе каких-то особенных (и от того дорогостоящих) специалистов. И запустить продукт вполне способна небольшая команда фрилансеров на удалёнке.

Таким образом, для того, чтобы успешно влиться со своим проектом в сферу образовательных онлайн-услуг от предпринимателя потребуется:

1. Уникальная идея для стартапа.

Особенность сервисного продукта может проявляться по-разному — в модели преподавания, в необычном функционале, облегчающем процесс обучения, в эффективном способе монетизации и т. д.

Главное, чтобы найти и воплотить в жизнь свою «фишку». Нередко, впрочем, на рынке успешно развиваются и компании, использующие привычные, хорошо себя зарекомендовавшие наработки. Весь вопрос только в том, как эти наработки преподносятся потенциальным пользователям: хороший маркетинг и грамотная переупаковка, случается, выстреливает не хуже, чем уникальный прорывной стартап.

2. Продуманный бизнес-план.

Опытные бизнесмены знают, что чётко прописанный, основанный на глубоком анализе ниши бизнес-план способен обеспечить 50% успеха в любой сфере.

EdTech-отрасль в этом смысле не исключение. Хороший бизнес-план позволяет определить длительную стратегию развития образовательного проекта, с учётом предварительных рисков и понимания той узкой целевой аудитории, которая принесёт максимум прибыли.

Первые шаги на пути открытия собственной онлайн-школы

При открытии нового проекта в сфере EdTech помимо разработки бизнес-плана желательно на старте предпринять несколько важных шагов.

1. Определиться с конкретной образовательной нишей.

Если вы эксперт в той области, в рамках которой будет развиваться предполагаемый продукт, то лучше открывать курс, школу или онлайн-университет именно в рамках профильной деятельности. Это существенно минимизирует риски на начальном этапе и даёт возможность масштабирования в ходе дальнейшего этапа развития, когда компания получает узнаваемый бренд и авторитет среди целевой аудитории.

Зайти на территорию образовательного рынка, впрочем, можно и в том случае, если у вас нет никакого опыта в EdTech-профессии. В этом случае понадобится помощь грамотного и опытного консультанта, который на практике покажет куда и с какой целью необходимо двигаться.

2. Подготовить «под ключ» весь обучающий материал.

О качественном внутреннем наполнении всего курса онлайн-школы лучше подумать заранее. Желательно собрать в рамках определённой специализации максимум полезной и нужной информации, подготовить практическую методологию преподавания и продумать линейку в том числе нематериального вознаграждения на каждом этапе курса для каждой группы учеников.

3. Определиться с моделью монетизации онлайн-школы.

Финансовая составляющая на старте запуска играет немаловажную роль. Помимо привлечения начального капитала, нужно как можно раньше прописать систему монетизации на всех образовательных этапах.

Эффективная финансовая модель монетизации должна при этом учитывать и все возможные издержки: начальные (единовременные) траты, постоянные издержки, налоговые формы организации предпринимательства, скорость окупаемости инвестиций.

4. Привлечение инвестора.

Не секрет, что практики привлечения инвесторов к образовательным проектам в России отличаются от аналогичных практик на западном рынке. Отличительная особенность заключается в том, что у нас многие стартапы выходят на рынок будучи не готовыми к сторонним капиталовложениям. Соответственно, их проекты не могут заинтересовать инвесторов и потенциальных бизнес-ангелов.

Для реальной оценки своей готовности к выходу на рынок необходимо трезво проанализировать имеющиеся ресурсы и честно ответить на ряд важных вопросов:

— Собрана ли сильная команда?

— Может ли образовательный стартап предложить по-настоящему работающий, интересный целевой аудитории продукт?

— Насколько просчитана бизнес-модель и стратегия развития стартапа на ближайший год?

— Есть ли на рынке хотя бы несколько клиентов, готовых записаться в вашу онлайн-школу прямо сейчас?

Это основные шаги на пути запуска собственного EdTech-проекта, которые необходимо сделать без учёта различных чисто рыночных нюансов, — всё остальное, как правило, приходится уже узнавать на практике.