Найти тему
Колосс Родосский

Почему арабы проигрывают войны?

В статье представлен краткий пересказ книги «Армия песка: прошлое, настоящее и будущее эффективности арабских армий» («Armies of Sand: The Past, Present, and Future of Arab Military Effectiveness», Kenneth M. Pollack, 2019).

Американский политолог и военный эксперт Кеннет Поллак выпустил очень интересную книгу, описывающую опыт военных действий современных арабских стран. В своём труде он попытался ответить на вопрос: почему уже после Второй мировой войны некогда великая арабская цивилизация не смогла противостоять ни одной другой культуре, даже если та имела значительно более слабые людской, экономический и военный ресурсы.

Книга вызвала бурную реакцию, о её выпуске я узнал ещё до публикации и с нетерпением ждал выхода. В августе 2019 года книга, наконец, увидела свет, и в англоязычном сообществе получила преимущественно положительную реакцию публики. В первую очередь такое внимание к ней вызвано тем, что автор подробно изучил и подверг критике все самые популярные гипотезы неэффективности арабских армий, выдвинутые до него.

Кратко пройдемся по выдвинутым ранее гипотезам и мнениям Поллака в отношении них.

Арабские армии не могли использовать несвойственную им советскую доктрину

Советские военные инструкторы в Анголе
Советские военные инструкторы в Анголе

Основная идея гипотезы понятна: советская военная доктрина была неэффективна, опиралась на устаревшие методы ведения войны и отставала от западной.

Автор, однако, указывает, что несмотря на поражение Египта и Сирии в войне Судного дня, эти страны очень плохо применяли советский опыт, и при подробном анализе выясняется, что советскими учебниками там и не пахнет.

Вторым аргументом Кеннета является пример стран неарабской культуры с советской военной доктриной, которые, напротив, смогли успешно противостоять агрессору – КНДР в корейской войне или Куба в Анголе.

Взаимное влияние армии и политики арабских стран слишком высоко

Муаммар Каддафи, военнослужащий, пришедший к власти через госпереворот
Муаммар Каддафи, военнослужащий, пришедший к власти через госпереворот

У сторонников этого аргумента есть три основания:

— политики гражданского сектора оказывают влияние на армию;

— военные занимают двойные посты (гражданские и военные) и вмешиваются в гражданские дела;

— армия направлена не на внешнего противника, а на внутреннего.

Кеннет парирует, указывая, что такие офицеры почти всегда занимают высокие посты, а проигрывает именно младший офицерский состав из-за своих низких морально-деловых качеств (инициатива, разведка, доклады, соблюдение устава и т.д.).

Кеннет завершает свою аргументацию примерами успешных политизированных государств неарабского толка, вроде Южного Вьетнама во вьетнамскую войну или Аргентину в борьбе за Фолклендские острова.

Арабские государства имеют низкий уровень социально-экономического развития

Сирийские дети учатся на открытом воздухе возле разрушенной школы
Сирийские дети учатся на открытом воздухе возле разрушенной школы

Наверное, самый сложный в плане контраргументации вопрос, сам Кеннет частично соглашается с ним, беря во внимание тот факт, что уровень образования (способность читать приказы, карты, шифровать данные и т. д.), владения военной техникой (общее количество часов эксплуатации на полигонах, понимание принципов работы и соблюдение техники безопасности) и осознание необходимости своевременного выполнения приказов в арабских армия находится на низком уровне.

Кеннет, однако, тут же добавляет, что пример Сирии, которая благодаря добыче нефти и помощи Советского Союза с конца Второй мировой войны сделала большой скачок развития, подпитываемая при этом современными образцами вооружения и военной техники из СССР, опровергает этот тезис. При всех сильных сторонах, что в первую арабо-израильскую войну, что в войну с Ливаном самой больной и нерешившейся проблемой сирийской армии было именно тактическое звено управления.

Ещё больше сомнений вызывает значимость этого фактора, если обратиться к примеру Чада, имеющего пехоту и гантраки (пикапы с пулеметами или другим кустарно установленном вооружением) и победившего в войне против Ливии, вооруженной полноценной военной техникой.

Также показателен пример китайских добровольцев в Корейскую войну (для справки: Китай тогда был одним из самых отсталых в социально-экономическом плане государств), которые действовали крайне эффективно против войск ООН, представленных в основном американским контингентом.

Высокое влияние арабской культуры на боеспособность

-6

А вот на этом пункте Поллак делает основной акцент в своей книге.

Прежде чем читатель доберется до главы, посвященной культуре, он сможет найти множество отсылок и намеков автора на то, что именно культурную составляющую Поллак считает решающим фактором поражения арабов.

Важный момент: автор книги рассматривает культуру именно с научной точки зрения, опираясь на антропологические, культурологические, исторические исследования различных моделей поведения.

Хоть политолог справедливости ради признаёт, что культура, называемая «арабской», в каждой стране имеет свои отличия, однако указывает на ряд универсальных черт: конформизм, вера в авторитеты, преклонение перед властью и пассивное политическое поведение, лояльность своей малой группе: клану/селу/роду, использование недостоверной информации в своих целях, неуважение к ручному труду.

Сирийский военный умудряется на посту покурить кальян
Сирийский военный умудряется на посту покурить кальян

Сам Поллак провел множество командировок в странах Африки и Ближнего Востока, общался там с местными и представителями экспертного сообщества ученых и военных. Из своих наблюдений он сделал вывод о том, что указанные выше черты арабам прививаются во время их социализации, в первую очередь, в периоды школьного и дошкольного бучения.

Именно по школьному образцу производится обучение военнослужащих: абсолютный авторитет учителя, действие только по определенному алгоритму с невозможностью отклонится, зубрежка. До получения образования такую модель воспроизводят в семье, где мнение старших, каким бы оно ни было, является непререкаемой истиной для ребенка.

Именно этими причинами объясняется нулевая инициатива арабских военнослужащих, их неумение быстро реагировать в условиях меняющейся обстановки, ложные доклады о выполнении поставленных задач и неспособность взаимодействовать друг с другом. Показательным примером автор считает кампанию Египта в войне Судного дня. Тогда египетский генштаб разработал подробнейший план действий, который арабские солдаты смогли воплотить, и первые три дня форсирования Суэцкого канала привели к успеху, но затем планы закончились, и необходимо было самим принимать решения, что привело к резкой смене инициативы на сторону Израиля.

Уничтоженная техника арабов в Войне Судного дня
Уничтоженная техника арабов в Войне Судного дня

Таким образом, Поллак решительно выделяет культуру как главный фактор всех неудач арабских армий.

Моё мнение

Очень любопытная книга, особенно если посмотреть на арабские конфликты последних лет. В Сирии мы явно наблюдаем племенное мышление местного населения, когда ополчение не готово воевать за всю страну, оставаясь только в родном селе. В Йемене хуситы, буквально бегающие в тапках, громят налево и направо коалицию саудитов, вооруженных по последнему слову техники.

Всё это как минимум не противоречит словам автора, наталкивая нас на новые интересные дискуссии. Уважаемые читатели, делитесь мнением по теме в комментариях, а также читайте другие мои статьи:

Экологический терроризм: почему зелёные активисты подрывают заводы?

Военная структура и "мертвые души" ополчения Донбасса

В чём воюет современное ополчение Донбасса?