В статье представлен краткий пересказ книги «Армия песка: прошлое, настоящее и будущее эффективности арабских армий» («Armies of Sand: The Past, Present, and Future of Arab Military Effectiveness», Kenneth M. Pollack, 2019).
Американский политолог и военный эксперт Кеннет Поллак выпустил очень интересную книгу, описывающую опыт военных действий современных арабских стран. В своём труде он попытался ответить на вопрос: почему уже после Второй мировой войны некогда великая арабская цивилизация не смогла противостоять ни одной другой культуре, даже если та имела значительно более слабые людской, экономический и военный ресурсы.
Книга вызвала бурную реакцию, о её выпуске я узнал ещё до публикации и с нетерпением ждал выхода. В августе 2019 года книга, наконец, увидела свет, и в англоязычном сообществе получила преимущественно положительную реакцию публики. В первую очередь такое внимание к ней вызвано тем, что автор подробно изучил и подверг критике все самые популярные гипотезы неэффективности арабских армий, выдвинутые до него.
Кратко пройдемся по выдвинутым ранее гипотезам и мнениям Поллака в отношении них.
Арабские армии не могли использовать несвойственную им советскую доктрину
Основная идея гипотезы понятна: советская военная доктрина была неэффективна, опиралась на устаревшие методы ведения войны и отставала от западной.
Автор, однако, указывает, что несмотря на поражение Египта и Сирии в войне Судного дня, эти страны очень плохо применяли советский опыт, и при подробном анализе выясняется, что советскими учебниками там и не пахнет.
Вторым аргументом Кеннета является пример стран неарабской культуры с советской военной доктриной, которые, напротив, смогли успешно противостоять агрессору – КНДР в корейской войне или Куба в Анголе.
Взаимное влияние армии и политики арабских стран слишком высоко
У сторонников этого аргумента есть три основания:
— политики гражданского сектора оказывают влияние на армию;
— военные занимают двойные посты (гражданские и военные) и вмешиваются в гражданские дела;
— армия направлена не на внешнего противника, а на внутреннего.
Кеннет парирует, указывая, что такие офицеры почти всегда занимают высокие посты, а проигрывает именно младший офицерский состав из-за своих низких морально-деловых качеств (инициатива, разведка, доклады, соблюдение устава и т.д.).
Кеннет завершает свою аргументацию примерами успешных политизированных государств неарабского толка, вроде Южного Вьетнама во вьетнамскую войну или Аргентину в борьбе за Фолклендские острова.
Арабские государства имеют низкий уровень социально-экономического развития
Наверное, самый сложный в плане контраргументации вопрос, сам Кеннет частично соглашается с ним, беря во внимание тот факт, что уровень образования (способность читать приказы, карты, шифровать данные и т. д.), владения военной техникой (общее количество часов эксплуатации на полигонах, понимание принципов работы и соблюдение техники безопасности) и осознание необходимости своевременного выполнения приказов в арабских армия находится на низком уровне.
Кеннет, однако, тут же добавляет, что пример Сирии, которая благодаря добыче нефти и помощи Советского Союза с конца Второй мировой войны сделала большой скачок развития, подпитываемая при этом современными образцами вооружения и военной техники из СССР, опровергает этот тезис. При всех сильных сторонах, что в первую арабо-израильскую войну, что в войну с Ливаном самой больной и нерешившейся проблемой сирийской армии было именно тактическое звено управления.
Ещё больше сомнений вызывает значимость этого фактора, если обратиться к примеру Чада, имеющего пехоту и гантраки (пикапы с пулеметами или другим кустарно установленном вооружением) и победившего в войне против Ливии, вооруженной полноценной военной техникой.
Также показателен пример китайских добровольцев в Корейскую войну (для справки: Китай тогда был одним из самых отсталых в социально-экономическом плане государств), которые действовали крайне эффективно против войск ООН, представленных в основном американским контингентом.
Высокое влияние арабской культуры на боеспособность
А вот на этом пункте Поллак делает основной акцент в своей книге.
Прежде чем читатель доберется до главы, посвященной культуре, он сможет найти множество отсылок и намеков автора на то, что именно культурную составляющую Поллак считает решающим фактором поражения арабов.
Важный момент: автор книги рассматривает культуру именно с научной точки зрения, опираясь на антропологические, культурологические, исторические исследования различных моделей поведения.
Хоть политолог справедливости ради признаёт, что культура, называемая «арабской», в каждой стране имеет свои отличия, однако указывает на ряд универсальных черт: конформизм, вера в авторитеты, преклонение перед властью и пассивное политическое поведение, лояльность своей малой группе: клану/селу/роду, использование недостоверной информации в своих целях, неуважение к ручному труду.
Сам Поллак провел множество командировок в странах Африки и Ближнего Востока, общался там с местными и представителями экспертного сообщества ученых и военных. Из своих наблюдений он сделал вывод о том, что указанные выше черты арабам прививаются во время их социализации, в первую очередь, в периоды школьного и дошкольного бучения.
Именно по школьному образцу производится обучение военнослужащих: абсолютный авторитет учителя, действие только по определенному алгоритму с невозможностью отклонится, зубрежка. До получения образования такую модель воспроизводят в семье, где мнение старших, каким бы оно ни было, является непререкаемой истиной для ребенка.
Именно этими причинами объясняется нулевая инициатива арабских военнослужащих, их неумение быстро реагировать в условиях меняющейся обстановки, ложные доклады о выполнении поставленных задач и неспособность взаимодействовать друг с другом. Показательным примером автор считает кампанию Египта в войне Судного дня. Тогда египетский генштаб разработал подробнейший план действий, который арабские солдаты смогли воплотить, и первые три дня форсирования Суэцкого канала привели к успеху, но затем планы закончились, и необходимо было самим принимать решения, что привело к резкой смене инициативы на сторону Израиля.
Таким образом, Поллак решительно выделяет культуру как главный фактор всех неудач арабских армий.
Моё мнение
Очень любопытная книга, особенно если посмотреть на арабские конфликты последних лет. В Сирии мы явно наблюдаем племенное мышление местного населения, когда ополчение не готово воевать за всю страну, оставаясь только в родном селе. В Йемене хуситы, буквально бегающие в тапках, громят налево и направо коалицию саудитов, вооруженных по последнему слову техники.
Всё это как минимум не противоречит словам автора, наталкивая нас на новые интересные дискуссии. Уважаемые читатели, делитесь мнением по теме в комментариях, а также читайте другие мои статьи:
Экологический терроризм: почему зелёные активисты подрывают заводы?
Военная структура и "мертвые души" ополчения Донбасса
В чём воюет современное ополчение Донбасса?