Рекламируя современное кино, часто упирают на спецэффекты. Что ни говори, они иногда правда бывают хороши. Но часто спецэффекты становятся костылем, прикрывающим отсутствие фантазии у режиссера и художника.
А вот давайте-ка вспомним, как в отсутствие технических средств фонтанировало воображение у режиссеров-титанов.
Жан Кокто всегда отличался изысканной и богатой фантазией. Сразу после войны, в 1946 году, он снял свой знаменитый фильм - "Красавица и чудовище". Представляете, каков был бюджет фильма в 1946 году? По нашим временам - жалкий. А фильм получился великолепным и завораживающим. Про то, на какие ухищрения шел ради этого Кокто, вспоминают часто.
Игра света и тени позволила придать экранной картинке эффект старинной гравюры. А игра режиссерской фантазии - сделать замок Чудовища по-настоящему жутким и волшебным. Например, живые подсвечники-руки, встречающие Красавицу в замке и провожающие ее по темным коридорам. А ведь такой эффект создают всего лишь статисты, стоящие за раскрашенным листом картона.
Но еще больше остроумных трюков было использовано при съемках "Орфея" в 1950 году. Честно говоря, у меня этот фильм до сих пор вызывает холодок по коже. А ведь там нет ни одного компьютерного эффекта. Самое простое киноволшебство.
До сих пор помню ощущение ирреального страха от сцены, когда Орфей - Жан Марэ - садится в машину принцессы Смерти. Радиоприемник передает разрозненные цифры и несвязные фразы, и от этого жутко. Позже подобный прием - сочетание будничного (автомобиль, приемник) и необъяснимого, нерационального (бессвязный текст) использует для нагнетания ужаса Дэвид Линч.
Орфей попадает в царство Смерти через зеркало. В фильме много сцен перехода в зазеркалье и обратно.
Прежде всего, в павильоне выстроили совершенно одинаковые комнаты, разделенные зеркальной рамой, но этим фантазия режиссера не ограничилась. Помните, Орфей погружает руки в зеркало - и по нему начинают расходиться плотные маслянистые круги, как будто зеркальная материя начинает плавиться и пропускать героя?
Разгадка проста: Жан Марэ погружал руки... в горизонтально стоящее корытце с ртутью. А оператор снимал это в нужном ракурсе. (Пользу таких съемок для здоровья обсудим в комментариях - я слышала, что Марэ надевал перчатки, но явно видно, что его лицо ничем не закрыто).
Интересный прием использован для образа принцессы Смерти. Ее играет красавица Мария Казарес. В первой, бытовой реальности фильма она выглядит как обычная женщина...
...но в своем зазеркальном царстве приобретает пугающий вид. Посмотрите на ее "мертвый" взгляд:
В чем же секрет? Разгадка проста: гример... рисовал актрисе глаза на закрытых веках. Позже Кокто еще использует этот прием в фильме "Завещание Орфея", где сам будет ходить с такими нарисованными глазами. Выглядит жутко и завораживающе!
Всё это создает полный эффект реальности происходящего на экране. И никаких особых "киношных" спецэффектов вроде накладных съемок, которые смотрелись бы топорно и грубо.
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Удобный путеводитель по моим постам - здесь .
--
Спасибо моим читателям!
Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме – и получайте больше историй о театре и кино!