Найти в Дзене
Манжета театроведа

Волшебство простыми средствами: удивительные кинотрюки Жана Кокто

Рекламируя современное кино, часто упирают на спецэффекты. Что ни говори, они иногда правда бывают хороши. Но часто спецэффекты становятся костылем, прикрывающим отсутствие фантазии у режиссера и художника.
А вот давайте-ка вспомним, как в отсутствие технических средств фонтанировало воображение у режиссеров-титанов. Жан Кокто всегда отличался изысканной и богатой фантазией. Сразу после войны, в 1946 году, он снял свой знаменитый фильм - "Красавица и чудовище". Представляете, каков был бюджет фильма в 1946 году? По нашим временам - жалкий. А фильм получился великолепным и завораживающим. Про то, на какие ухищрения шел ради этого Кокто, вспоминают часто. Игра света и тени позволила придать экранной картинке эффект старинной гравюры. А игра режиссерской фантазии - сделать замок Чудовища по-настоящему жутким и волшебным. Например, живые подсвечники-руки, встречающие Красавицу в замке и провожающие ее по темным коридорам. А ведь такой эффект создают всего лишь статисты, стоящие за раск

Рекламируя современное кино, часто упирают на спецэффекты. Что ни говори, они иногда правда бывают хороши. Но часто спецэффекты становятся костылем, прикрывающим отсутствие фантазии у режиссера и художника.


А вот давайте-ка вспомним, как в отсутствие технических средств фонтанировало воображение у режиссеров-титанов.

Жан Кокто всегда отличался изысканной и богатой фантазией. Сразу после войны, в 1946 году, он снял свой знаменитый фильм - "Красавица и чудовище". Представляете, каков был бюджет фильма в 1946 году? По нашим временам - жалкий. А фильм получился великолепным и завораживающим. Про то, на какие ухищрения шел ради этого Кокто, вспоминают часто.

Кадр из фильма "Красавица и чудовище", реж. Ж.Кокто.
Кадр из фильма "Красавица и чудовище", реж. Ж.Кокто.

Игра света и тени позволила придать экранной картинке эффект старинной гравюры. А игра режиссерской фантазии - сделать замок Чудовища по-настоящему жутким и волшебным. Например, живые подсвечники-руки, встречающие Красавицу в замке и провожающие ее по темным коридорам. А ведь такой эффект создают всего лишь статисты, стоящие за раскрашенным листом картона.

Кадр из фильма "Красавица и чудовище", реж. Ж.Кокто. Все внимание - на стол.
Кадр из фильма "Красавица и чудовище", реж. Ж.Кокто. Все внимание - на стол.

Но еще больше остроумных трюков было использовано при съемках "Орфея" в 1950 году. Честно говоря, у меня этот фильм до сих пор вызывает холодок по коже. А ведь там нет ни одного компьютерного эффекта. Самое простое киноволшебство.


До сих пор помню ощущение ирреального страха от сцены, когда Орфей - Жан Марэ - садится в машину принцессы Смерти. Радиоприемник передает разрозненные цифры и несвязные фразы, и от этого жутко. Позже подобный прием - сочетание будничного (автомобиль, приемник) и необъяснимого, нерационального (бессвязный текст) использует для нагнетания ужаса Дэвид Линч.

Орфей попадает в царство Смерти через зеркало. В фильме много сцен перехода в зазеркалье и обратно.

-3

Прежде всего, в павильоне выстроили совершенно одинаковые комнаты, разделенные зеркальной рамой, но этим фантазия режиссера не ограничилась. Помните, Орфей погружает руки в зеркало - и по нему начинают расходиться плотные маслянистые круги, как будто зеркальная материя начинает плавиться и пропускать героя?

-4

Разгадка проста: Жан Марэ погружал руки... в горизонтально стоящее корытце с ртутью. А оператор снимал это в нужном ракурсе. (Пользу таких съемок для здоровья обсудим в комментариях - я слышала, что Марэ надевал перчатки, но явно видно, что его лицо ничем не закрыто).

Интересный прием использован для образа принцессы Смерти. Ее играет красавица Мария Казарес. В первой, бытовой реальности фильма она выглядит как обычная женщина...

Принцесса Смерть - Мария Казарес.
Принцесса Смерть - Мария Казарес.

...но в своем зазеркальном царстве приобретает пугающий вид. Посмотрите на ее "мертвый" взгляд:

-6

В чем же секрет? Разгадка проста: гример... рисовал актрисе глаза на закрытых веках. Позже Кокто еще использует этот прием в фильме "Завещание Орфея", где сам будет ходить с такими нарисованными глазами. Выглядит жутко и завораживающе!

"Завещание Орфея", 1960. Реж. Ж. Кокто.
"Завещание Орфея", 1960. Реж. Ж. Кокто.

Всё это создает полный эффект реальности происходящего на экране. И никаких особых "киношных" спецэффектов вроде накладных съемок, которые смотрелись бы топорно и грубо.

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

--

Спасибо моим читателям!

Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме – и получайте больше историй о театре и кино!