Найти тему
Дикий Журнал

Конкурсы - азартные игры для фотографов?

Игры сопровождают людей на всем протяжении их жизни, начиная с самого рождения. Это одновременно и источник положительных эмоций и форма обучения. Не удивительно что они в той или иной форме проявляются во многих сферах деятельности человека. В том числе и в фотографии.

Давайте вместе посмотрим на фотоконкурсы.

А в качестве дополнения я проиллюстрирую рассказ лучшими фотографиями конкурсов дикой природы.

Это явно игровая форма, где мы соревнуемся с другими участниками по определённым правилам. Именно участие в конкурсах многим даёт толчок к развитию и самосовершенствованию. Ну и удовольствие от даже небольшой победы думаю оспаривать никто не будет.

А теперь посмотрим, что отличает именно азартные игры? Если следовать определению, то непредсказуемый результат, который зависит не только от действий игрока, но и ряда случайных факторов. А в качестве дополнительного фактора я бы обратил внимание на денежную заинтересованность.

Смотрим на конкурсы:

Модем ли мы быть уверены в победе только на основании наших действий? Нет конечно. Даже с самой прекрасной фотографией (хотя сама эта формулировка уже спорна) мы не гарантируем себе 1 место. На результат влияют фотографии других участников, которые мы чаще всего не видим до подведения результатов. Особенности восприятия судей и экспертов. И даже сиюминутные случайные события: к примеру попробуйте посмотреть одну и ту же последовательность фотографий в разном порядке - у сформируются разные мнения о них. А ведь именно так работают эксперты с большими подборками, пришедшими на конкурс.

И это я даже не упомянул ещё случайности в ходе самого процесса съёмки, что очень характерно для фотографии дикой природы.

Итак игра есть, случайность и неопределенность есть. Остался финансовых вопрос.

Большинство крупных международных конкурсов платные. То есть за участие наших фото ="нашей ставки" мы платим. И конечно же надеемся выиграть приз, который бывает более чем существенным. Некоторые конкурсы даже поддерживают модель плати больше-получи больше шансов. (Фактически позволяя покупать доп. Право на большее кол-во фотографии).

То есть очевидно, что конкурсы идеально подходят под понятие азартных игр. Зачем нам это, почти очевидное утверждение было нужно? А чтобы попробовать посмотреть на параллели в части отрицательного воздействия (про положительные мы уже написали). Что первое приходит на ум, это зависимость и возможность бессмысленно потратить куда больше, чем получить.

Зависимость и привычка участвовать в конкурсах действительно может выработаться. На этом существуют и целые ассоциации проводящие огромное количество конкурсов, которые позиционируются как значимые, а на самом деле особой роли не играют. Максимум что вы можете на таких конкурсах получить это "медальку" (исключением может быть получения высокого статуса для продвижения себя среди других участников подобных конкурсов). Так же есть сайты которые доводят идею проведения конкурсов почти до абсурда. Там ежедневно проходит и завершается множество конкурсов, и в этом мельтешении теряются все плюсы от участия.

Теперь посмотрим на возможные убытки от конкурсов. Я бы их разделил на два вида: финансовые и временнЫе. С первыми все относительно просто - если вы не участвуете во всех доступных конкурсах, а выбираете подходящие вам по направленности и уровню, то проблем быть не должно. Каждый кто смог купить хоть сколько-то терпимую камеру могут при желании потратить еще 100-150$ год на конкурсы.
Я, например, не участвую в конкурсах, где можно загружать большое количество фотографий, оплачивая каждое фото. Это создает неравные условия для участников и показывает акцент организаторов на прибыли, а не фотографии.

А вот потери времени оценить куда сложнее. Сколько времени мы тратим на выбор фотографий, их подготовку, отслеживание расписания и правил, обсуждение результатов? И не дай бог требования конкурсов смогут перетечь в ваш процесс съемки. Ориентирование на какие-то соревнования при планировании и проведении съемок в значительной степени нарушают художественную и идейную основу. Если по простому - вы теряете "свою уникальность" в фотографии, свой стиль. Это и так не всегда удается выработать, а тут в погоне за мнимыми призами можно потерять что-то действительно ценное. Ведь просто технически качественные картинки, по всем законам композиции скоро смогут делать даже роботы-пылесосы))

К чему это я все? А к тому, что нам важно при участии в конкурсах, как и всегда, соблюсти баланс. Взять максимум полезного - опыт, драйв, продвижение. И при этом не подцепить чрезмерные зависимости. А возможно кому-то такой не самый привычный взгляд на конкурсы поможет сделать шаг к победе в одном из них.

С вами как всегда был Андрей Нарчук и Дикий Журнал